Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Страница 4

В среде научных и практических работников, организаторов образования утвердилось мнение о том, что качество политехнической подготовки школьников и специалистов влияет на развитие не только экономической базы страны, но и на уровень жизни населения. П. Р. Атутов о значении политехнической подготовки писал: «Политехническая подготовка предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. Эти знания отражают наиболее общие закономерности, обеспечивающие функционирование техники и технологии. На базе этих знаний формируются обобщенные умения, помогающие человеку быстро ориентироваться в конкретном процессе производства и управлять им».

Процесс политехнической подготовки в общеобразовательной школе был обеспечен достаточно хорошей материальной базой и преподавательскими кадрами. В настоящее время экономическая база трудового и технологического обучения в общеобразовательной школе резко сузилась, государство не в состоянии поддерживать ее необходимый уровень. Педагогическая наука также не предпринимает попыток дальнейшей разработки теории политехнического образования, его содержания, обоснования требований к материально-техническому обеспечению трудового обучения. Между тем, в условиях формирования рынка труда особенно остро встает проблема получения конкурентоспособной профессии. Значительная часть рабочих имеет недостаточный уровень квалификации, что уже приносит стране экономические издержки, затрудняет освоение нового оборудования в короткие сроки. Потребности в квалифицированных кадрах важнейших отраслей промышленности остаются неудовлетворенными. Во многом качественную структуру рабочих кадров, их наиболее профессиональную и мобильную часть определяют выпускники профессионально-технических училищ . Поэтому актуальной является проблема повышения качества профессионально-технологической подготовки специалиста.

Технологическая подготовка рассматривается нами как развитие концепции политехнического образования.

Более распространенным и развитым является понятие «политехническая подготовка» или «политехническое образование». Термины «образование» и «подготовка» часто употребляются как синонимы, хотя некоторые авторы их различают. Так, например, говоря о политехнической подготовке, П. Р. Атутов писал, что она «определяет завершенность какого-либо этапа политехнического образования ученика и его готовность к труду» .

Вместе с тем в Большой советской энциклопедии образование определяется как «процесс и результат усвоения системы знаний, умений и навыков .» [209], тем самым понятие «образование» можно считать более широким, включающим в себя и понятие «подготовка». В нашей работе мы будем использовать термин «подготовка» как синоним термина «образование».

Гораздо более важное значение имеет сравнительный анализ понятий «общетехническая подготовка» и «политехническая подготовка». При формальном подходе, основывающемся на сопоставлении приставок «обще» и «поли», их также можно считать тождественными. Однако использование сравнительно нового понятия А. Н. Богатыревым мы считаем оправданным, так как оно больше соответствует современным требованиям к образованию, связанным с ускорением НТП и проблемами формирования системы предметных компетенций.

Нужно также отметить, что понятие «общетехническая подготовка» ранее использовалось в педагогической литературе. Так, например, В. С. Леднев рассматривал содержание и структуру общетехнической подготовки при изучении основ производства [164]. В. В. Шапкин и И. М. Скородумов изучали пути совершенствования общетехнической подготовки рабочих в средних профтехучилищах. Теоретическое рассмотрение этого понятия проведено в работе В. М. Брагинского, в которой справедливо отмечается, что уточнение понятия «общетехническая подготовка» необходимо как в интересах педагогической теории, так и в интересах педагогической практики». При этом, однако, сравнение с политехнической концепцией не дается. Сделать это трудно, так как единой концепции не существует,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Особенности овладение трудовыми умениями и навыками глухими детьми младшего школьного возраста на занятиях по предметно-практическому обучению
"Развитие трудовых навыков, начиная от самых элементарных - по самообслуживанию, занятия с бумагой, картоном и до профессионально-трудовых навыков включительно, - все это одинаково важные разделы работы по подготовке учащихся к практической деятельности", - писал С.А. Зыков. Он выступал п ...

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности
Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования. Прежде всего, остановимся на определении понятия «среда» и ее влиянии на развитие человека. Следуя определению, предложенному Л.И. Новиковой, мы рассматрива ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями слуха
Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие. Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru