Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Страница 4

В среде научных и практических работников, организаторов образования утвердилось мнение о том, что качество политехнической подготовки школьников и специалистов влияет на развитие не только экономической базы страны, но и на уровень жизни населения. П. Р. Атутов о значении политехнической подготовки писал: «Политехническая подготовка предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. Эти знания отражают наиболее общие закономерности, обеспечивающие функционирование техники и технологии. На базе этих знаний формируются обобщенные умения, помогающие человеку быстро ориентироваться в конкретном процессе производства и управлять им».

Процесс политехнической подготовки в общеобразовательной школе был обеспечен достаточно хорошей материальной базой и преподавательскими кадрами. В настоящее время экономическая база трудового и технологического обучения в общеобразовательной школе резко сузилась, государство не в состоянии поддерживать ее необходимый уровень. Педагогическая наука также не предпринимает попыток дальнейшей разработки теории политехнического образования, его содержания, обоснования требований к материально-техническому обеспечению трудового обучения. Между тем, в условиях формирования рынка труда особенно остро встает проблема получения конкурентоспособной профессии. Значительная часть рабочих имеет недостаточный уровень квалификации, что уже приносит стране экономические издержки, затрудняет освоение нового оборудования в короткие сроки. Потребности в квалифицированных кадрах важнейших отраслей промышленности остаются неудовлетворенными. Во многом качественную структуру рабочих кадров, их наиболее профессиональную и мобильную часть определяют выпускники профессионально-технических училищ . Поэтому актуальной является проблема повышения качества профессионально-технологической подготовки специалиста.

Технологическая подготовка рассматривается нами как развитие концепции политехнического образования.

Более распространенным и развитым является понятие «политехническая подготовка» или «политехническое образование». Термины «образование» и «подготовка» часто употребляются как синонимы, хотя некоторые авторы их различают. Так, например, говоря о политехнической подготовке, П. Р. Атутов писал, что она «определяет завершенность какого-либо этапа политехнического образования ученика и его готовность к труду» .

Вместе с тем в Большой советской энциклопедии образование определяется как «процесс и результат усвоения системы знаний, умений и навыков .» [209], тем самым понятие «образование» можно считать более широким, включающим в себя и понятие «подготовка». В нашей работе мы будем использовать термин «подготовка» как синоним термина «образование».

Гораздо более важное значение имеет сравнительный анализ понятий «общетехническая подготовка» и «политехническая подготовка». При формальном подходе, основывающемся на сопоставлении приставок «обще» и «поли», их также можно считать тождественными. Однако использование сравнительно нового понятия А. Н. Богатыревым мы считаем оправданным, так как оно больше соответствует современным требованиям к образованию, связанным с ускорением НТП и проблемами формирования системы предметных компетенций.

Нужно также отметить, что понятие «общетехническая подготовка» ранее использовалось в педагогической литературе. Так, например, В. С. Леднев рассматривал содержание и структуру общетехнической подготовки при изучении основ производства [164]. В. В. Шапкин и И. М. Скородумов изучали пути совершенствования общетехнической подготовки рабочих в средних профтехучилищах. Теоретическое рассмотрение этого понятия проведено в работе В. М. Брагинского, в которой справедливо отмечается, что уточнение понятия «общетехническая подготовка» необходимо как в интересах педагогической теории, так и в интересах педагогической практики». При этом, однако, сравнение с политехнической концепцией не дается. Сделать это трудно, так как единой концепции не существует,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Проектирование коллекции по мотивам русского народного костюма для театра моды "Юный модельер"
Задачей модельеров одежды в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме сезонной моды. Поэтому ...

Сущность понятия «орфограмма». Виды орфограмм
Термин «орфограмма» вошел в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х годов в учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 года в учебник 4класса в раздел «Повторение изученного в начальных классах» вошло определение орфограммы: « В слова ...

Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях школьного МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, искусства, на заседаниях городского МО учителей физической культуры. Форма отчета по проделанной работе Обобщение опыта работы на уровне школы и ГМО Выступления ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru