Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Страница 4

В среде научных и практических работников, организаторов образования утвердилось мнение о том, что качество политехнической подготовки школьников и специалистов влияет на развитие не только экономической базы страны, но и на уровень жизни населения. П. Р. Атутов о значении политехнической подготовки писал: «Политехническая подготовка предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. Эти знания отражают наиболее общие закономерности, обеспечивающие функционирование техники и технологии. На базе этих знаний формируются обобщенные умения, помогающие человеку быстро ориентироваться в конкретном процессе производства и управлять им».

Процесс политехнической подготовки в общеобразовательной школе был обеспечен достаточно хорошей материальной базой и преподавательскими кадрами. В настоящее время экономическая база трудового и технологического обучения в общеобразовательной школе резко сузилась, государство не в состоянии поддерживать ее необходимый уровень. Педагогическая наука также не предпринимает попыток дальнейшей разработки теории политехнического образования, его содержания, обоснования требований к материально-техническому обеспечению трудового обучения. Между тем, в условиях формирования рынка труда особенно остро встает проблема получения конкурентоспособной профессии. Значительная часть рабочих имеет недостаточный уровень квалификации, что уже приносит стране экономические издержки, затрудняет освоение нового оборудования в короткие сроки. Потребности в квалифицированных кадрах важнейших отраслей промышленности остаются неудовлетворенными. Во многом качественную структуру рабочих кадров, их наиболее профессиональную и мобильную часть определяют выпускники профессионально-технических училищ . Поэтому актуальной является проблема повышения качества профессионально-технологической подготовки специалиста.

Технологическая подготовка рассматривается нами как развитие концепции политехнического образования.

Более распространенным и развитым является понятие «политехническая подготовка» или «политехническое образование». Термины «образование» и «подготовка» часто употребляются как синонимы, хотя некоторые авторы их различают. Так, например, говоря о политехнической подготовке, П. Р. Атутов писал, что она «определяет завершенность какого-либо этапа политехнического образования ученика и его готовность к труду» .

Вместе с тем в Большой советской энциклопедии образование определяется как «процесс и результат усвоения системы знаний, умений и навыков .» [209], тем самым понятие «образование» можно считать более широким, включающим в себя и понятие «подготовка». В нашей работе мы будем использовать термин «подготовка» как синоним термина «образование».

Гораздо более важное значение имеет сравнительный анализ понятий «общетехническая подготовка» и «политехническая подготовка». При формальном подходе, основывающемся на сопоставлении приставок «обще» и «поли», их также можно считать тождественными. Однако использование сравнительно нового понятия А. Н. Богатыревым мы считаем оправданным, так как оно больше соответствует современным требованиям к образованию, связанным с ускорением НТП и проблемами формирования системы предметных компетенций.

Нужно также отметить, что понятие «общетехническая подготовка» ранее использовалось в педагогической литературе. Так, например, В. С. Леднев рассматривал содержание и структуру общетехнической подготовки при изучении основ производства [164]. В. В. Шапкин и И. М. Скородумов изучали пути совершенствования общетехнической подготовки рабочих в средних профтехучилищах. Теоретическое рассмотрение этого понятия проведено в работе В. М. Брагинского, в которой справедливо отмечается, что уточнение понятия «общетехническая подготовка» необходимо как в интересах педагогической теории, так и в интересах педагогической практики». При этом, однако, сравнение с политехнической концепцией не дается. Сделать это трудно, так как единой концепции не существует,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru