Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Страница 8

Квалификационная характеристика учителя составлена в терминах деятельности. В связи с этим считаем необходимым определить понятие «технологическая деятельность».

Технологическую деятельность мы понимаем шире, чем это было традиционно принято в педагогике. При этом мы опирались на определения понятия «техника», например, данное в советском энциклопедическом словаре под гл. редакцией А. М. Прохорова: «Техника (от греч. techne искусство, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин «техника» употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека». В этом вопросе мы опираемся также на труды П. Р. Атутова, по мнению которого: «К анализу каждой совокупности техники можно подойти с точки зрения видов деятельности, которые выполняют работники, занятые в ней. Причем виды деятельности понимаются в самом широком смысле, куда входят знания и умения, а также способы решения производственно-технических задач».

При расширенном понимании технологии к содержанию технологической деятельности должна относиться не только работа с использованием технических устройств, но и методы, средства, технологические приемы профессиональной и учебной деятельности. Технологическую деятельность нельзя сводить только к использованию технических средств – это понятие значительно шире.

В профессиональном образовании будущего учителя политехническая и технологическая подготовка представляют два взаимосвязанных, но не тождественных процесса.

Расширив объем понятия «технологическая деятельность», профессиональную деятельность учителя технологии мы не сводим только к технологической, так же как понятия «технологическое образование» и «профессиональное образование» не являются тождественными. Рассмотрим их соотношение.

Ранее были перечислены составляющие технологического образования школьников. В системе высшего профессионального образования учителя мы считаем необходимым выделить следующие компоненты технологического образования:

1) знание теоретических научных основ современного производства (по направлению обучения);

2) ознакомление на практике с научными принципами современного производства (по направлению обучения);

3) знание особенностей общественных и производственных отношений;

4) реализация имеющихся знаний основ современного производств практической деятельности, в том числе для создания новых механизмов и технологий (например, определение оптимальных условий выполнения конкретной профессиональной деятельности; модернизация технологического процесса и т. п.);

5) формирование технологических компетенций и технологической компетентности.

Выделенные компоненты условно можно разделить на теоретические и практические.

В кандидатской диссертации Ю. С. Дорохина, выполненной под нашим руководством, дана следующая структура технологической компетентности учителя технологии:

Технологическая компетентность представляет собой единое целое – гештальт, который состоит из следующих компонентов (компоненты расположены по значимости):

1. Профессиональный (специальный) – ядро технологической компетентности – это совокупность знаний умений и навыков (компетенций) в образовательной области «Технология», а также способность учителя решать различные технологические задачи. Это фундамент формирования технологической компетентности. Без него технологическая компетентность не сформируется.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

О способах решения проблем введения теории вероятностей в школьный курс математики
Рассмотрим вопрос о том, что необходимо изменить для возможности ведения теории вероятностей в школьный курс математики. На сегодняшний день встает проблема организации учебной деятельности. Одним из путей решения изучаемой нами проблемы в обучении учащихся различным приемам самостоятельного познан ...

Организация самостоятельной работы студентов
В организации опытного обучения мы учитывали, что повышение качества технологической подготовки учителя невозможно без четкой организации самостоятельной работы студентов. Мы исходили из понятия самостоятельной работы как познавательной деятельности, в процессе которой студент активно воспринимает, ...

Последовательность этапов образовательной среды ВУЗа
Образовательная среда вуза является важным психологическим условием не только в приобретении личностью профессиональных знаний, умений и навыков, но и в развитии стремления к самосовершенствованию и самореализации. Профессиональная самореализация является наиболее высоким уровнем самореализации. Он ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru