Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Страница 7

Технологическая подготовка немыслима без связи с естественнонаучными дисциплинами, особенно с физикой, поэтому и в этой части она должна иметь общие области с политехническим образованием.

При этом важно подчеркнуть одно существенное, но практически не учитываемое обстоятельство – связь вузовских технологических дисциплин с естественнонаучными предметами и, в первую очередь, с физикой не только способствует технологической подготовке студентов, улучшает понимание техники и технологии, но и углубляет и расширяет вузовский курс физики и тем самым вносит свой вклад в формирование технологической компетентности будущих учителей.

Выделим наиболее важные стороны рассматриваемого понятия в следующем рабочем определении, не претендующем на полноту.

Под технологической подготовкой мы понимаем часть общего образования, связанную с изучением основ техники и технологии, социально-экономических, исторических и экологических аспектов, с выработкой умений, навыков, и компетенций по использованию инструментов, приборов, учебных установок, позволяющих изучать, применять и обслуживать эту технику, внедрять определенные технологии. Технологическая подготовка имеет общеобразовательную, политехническую и профессиональную функции, каждая из которых вносит свой вклад в развитие и воспитание личности студента.

В приведенном определении изучение технологии рассматривается как важная самостоятельная образовательная проблема, которая на современном этапе развития науки и техники не может решаться только в рамках технологического обучения в школе или прохождения практикумов в вузе.

В сложившейся ситуации пересмотру подлежат не только цели технологического образования, но и его содержание. Сегодня уже нельзя изучать научные принципы современного производства без учета взаимодействия этого производства с человеком и окружающей средой. Следовательно, важной задачей технологического образования на всех уровнях обучения выступает многофакторное, междисциплинарное осмысление проблем соотношения развития техники и производства и будущего цивилизации.

На современном этапе технологическое образование переживает сложный период.

Исследование тенденций развития технологического образования и стоящих перед ним проблем будем начинать с методологического уровня. Если браться за решение узких задач, таких, например, как совершенствование какой-либо частной методики, части содержания технологического обучения, применение нового технического средства или технологии и т. п., то их можно сравнительно быстро решить, возможен положительный эффект локального характера, но добиться устойчивой тенденции повышения качества технологической подготовки по всем параметрам, предусмотренными Государственными стандартами, вряд ли удастся.

Учитывая то, что проблемы технологического образования в педагогической литературе давно широко не обсуждались, необходимо напомнить о его главной цели и основном отличии от общетехнического образования, как это было сформулировано в трудах ряда ведущих ученых. Целью технологического образования в любом учебном заведении является подготовка учащегося к трудовой деятельности вообще, формирование технологической компетентности. Цель общетехнического обучения – подготовка специалиста только к технической деятельности.

Тема нашего исследования ограничена рассмотрением профессиональной подготовки учителя технологии. Проанализируем роль и место технологического образования в системе указанной подготовки.

Характеристика квалификации «учитель» задана в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Сущность понятия «орфограмма». Виды орфограмм
Термин «орфограмма» вошел в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х годов в учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 года в учебник 4класса в раздел «Повторение изученного в начальных классах» вошло определение орфограммы: « В слова ...

Взаимовлияние образовательной среды на человека
Обширность образовательной среды педагогического университета предполагает, что она не исчерпывается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обучения. Очень важна та общая университетская среда, к которой относят традиции, морально-эмоциональный климат, атмосферу доброж ...

Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Эт ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru