Технологическая подготовка немыслима без связи с естественнонаучными дисциплинами, особенно с физикой, поэтому и в этой части она должна иметь общие области с политехническим образованием.
При этом важно подчеркнуть одно существенное, но практически не учитываемое обстоятельство – связь вузовских технологических дисциплин с естественнонаучными предметами и, в первую очередь, с физикой не только способствует технологической подготовке студентов, улучшает понимание техники и технологии, но и углубляет и расширяет вузовский курс физики и тем самым вносит свой вклад в формирование технологической компетентности будущих учителей.
Выделим наиболее важные стороны рассматриваемого понятия в следующем рабочем определении, не претендующем на полноту.
Под технологической подготовкой мы понимаем часть общего образования, связанную с изучением основ техники и технологии, социально-экономических, исторических и экологических аспектов, с выработкой умений, навыков, и компетенций по использованию инструментов, приборов, учебных установок, позволяющих изучать, применять и обслуживать эту технику, внедрять определенные технологии. Технологическая подготовка имеет общеобразовательную, политехническую и профессиональную функции, каждая из которых вносит свой вклад в развитие и воспитание личности студента.
В приведенном определении изучение технологии рассматривается как важная самостоятельная образовательная проблема, которая на современном этапе развития науки и техники не может решаться только в рамках технологического обучения в школе или прохождения практикумов в вузе.
В сложившейся ситуации пересмотру подлежат не только цели технологического образования, но и его содержание. Сегодня уже нельзя изучать научные принципы современного производства без учета взаимодействия этого производства с человеком и окружающей средой. Следовательно, важной задачей технологического образования на всех уровнях обучения выступает многофакторное, междисциплинарное осмысление проблем соотношения развития техники и производства и будущего цивилизации.
На современном этапе технологическое образование переживает сложный период.
Исследование тенденций развития технологического образования и стоящих перед ним проблем будем начинать с методологического уровня. Если браться за решение узких задач, таких, например, как совершенствование какой-либо частной методики, части содержания технологического обучения, применение нового технического средства или технологии и т. п., то их можно сравнительно быстро решить, возможен положительный эффект локального характера, но добиться устойчивой тенденции повышения качества технологической подготовки по всем параметрам, предусмотренными Государственными стандартами, вряд ли удастся.
Учитывая то, что проблемы технологического образования в педагогической литературе давно широко не обсуждались, необходимо напомнить о его главной цели и основном отличии от общетехнического образования, как это было сформулировано в трудах ряда ведущих ученых. Целью технологического образования в любом учебном заведении является подготовка учащегося к трудовой деятельности вообще, формирование технологической компетентности. Цель общетехнического обучения – подготовка специалиста только к технической деятельности.
Тема нашего исследования ограничена рассмотрением профессиональной подготовки учителя технологии. Проанализируем роль и место технологического образования в системе указанной подготовки.
Характеристика квалификации «учитель» задана в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.
Новое в образовании:
Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у
детей младшего школьного возраста
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения ...
Анализ результатов формирующего и контрольного экспериментов
На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий эксперимент по специально отобранной теме «Информация», направленный на формирование логической культуры младших школьников. Формирующий эксперимент по проверке и доказательству эффективности разработанной системы по формировани ...
Понятие семейного воспитания
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...