Условия и средства развития художественно-творческих способностей

Педагогика сегодня » Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6-летнего возраста » Условия и средства развития художественно-творческих способностей

Страница 1

Употребляя словосочетание «способные дети», мы тем самым подчеркиваем, что существует некая особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что такой подход справедлив и оп­равдан. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает «без меры», не скупясь, а кого-то «обходит стороной».

Человек способен мыслить и действовать творчески, и, вне всякого сомнения, это чудеснейший из даров природы. Заметим, что «даром» этим отмечен каждый. Но так же очевидна и мысль о том, что своими дарами природа кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Способным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Эти, на первый взгляд, сугубо теоретические изыскания позволяют в итоге лучше осознать вполне реальные практические педагогические проблемы. В педагогической нау­ке с понятием «способности» следует связывать, по меньшей мере, две практические пробле­мы:

- специальное обучение и воспитание способных детей;

- работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.

Поэтому разработка проблемы способностей в психолого-педагогических исследо­ваниях не должна рассматриваться как частная задача, направленная на обучение и воспи­тание детского населения (2 - 5 % по разным оценкам) - способных детей. Эта проблема касается всей системы народного образования.

Принято считать, что содержание определяет формы и методы работы, но в ряде случаев оно может быть в значительной степени предопределено самим организационным подходом.

Таким свойством обладают общие подходы к организации обучения способных детей, все они могут быть объединены в три основные группы:

«Раздельное обучение» - специальные образовательные учреждения для способных и одаренных детей.

«Совместно-раздельное обучение» - специальные группы, классы для способных детей в традиционном учебном заведении.

«Совместное обучение» - организационный подход, при котором способные и одаренные дети обучаются в естественной среде, т. е. когда они удаляются из круга обычных сверстников.

Каждая из описанных стратегий имеет преимущества и недостатки, они часто обсуждаются и широко известны.

Два первых варианта наиболее популярны в современной образовательной практике в силу логической простоты и внешней ясности. Но при этом нельзя не отметить, что последний имеет большую значимость. Следует понимать, что в нашей стране большая часть способных детей традиционно обучается в обычных массовых учебных заведениях. Это происходит и будет происходить не только в сельской местности, где другие варианты обучения чисто физически недоступны, но и в больших городах, где у родителей теоретически существует возможность выбора.

На своеобразие проявления изобразительных способностей у детей большое влия­ние оказывает окружающая среда ребенка, условия его воспитания и обучения.

Психологами выявлено, что ребенок чаще изображает в своих рисунках условия окружающей среды, в которой он растет, то, что он видит вокруг. Например, ребенок, рас­тущий в неблагополучной семье, в рисунках изображает только отца, прогулки с ним и т.п., т.к. мать уделяла меньше внимания, чем отец или вообще его не уделяла.

Настроение ребенка очень легко распознать по используемой им цветовой гамме. На примере, приведенном выше, чаще используются тусклые, мало разнообразные и даже мрачные цвета

Ребенок, воспитывающийся в счастливой и обеспеченной семье, благодаря семье, влиянию видел и замечал больше. Следовательно, будет создавать радужные рисунки и чаще всего с обогащенным сюжетом.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка: в отношении к природе, рукотвор­ному миру, в том числе искусству - во всех видах деятельности. Безусловно, игра и худо­жественная деятельность предоставляют для этого большие возможности.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п. должна орга­нично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, за­нятия, игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной дея­тельности.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности
Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования. Прежде всего, остановимся на определении понятия «среда» и ее влиянии на развитие человека. Следуя определению, предложенному Л.И. Новиковой, мы рассматрива ...

Математический кружок как форма внеклассной работы по математике
Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиад должно быть предусмотрено планом работы учителя. Участие детей носит добровольный характер. Олимпиада проводится в 3 тура. В нача ...

Понятие патриотизма и гражданственности
Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека, так писал Томас Манн немецкий писатель (1875–1955). Впервые слово «патриот» по ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru