Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Педагогика сегодня » Тематическое планирование школьного курса информатики » Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Страница 1

На сегодняшний день многие положения общеобразовательного курса информатики вполне определены. Большинство авторов полагают, что информатика не сводится к computer science, а является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методы и средства автоматизации этих процессов. При этом при формировании содержания обучения информатике с необходимостью должно выполняться системное условие: сбалансированное сочетание предметного и деятельностного аспектов.

Соотнесение информатики с естественнонаучной дисциплиной привносит в нее логику, свойственную именно этой дисциплине и отражающую основные этапы дознания: предмет познания (феномен), инструмент познания (как правило, это модель), область применения (где используются результаты познания).

Исследования, проведенные в лаборатории обучения информатике Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), позволили раскрыть названную триаду в применении к информатике. Было показано, что основным феноменом, отражающим информационный компонент реальности, являются информационные процессы, основным инструментом познания - информационные модели, а областями применения, которые целесообразно рассмотреть в рамках общеобразовательной школы, - сферы управления, технологий, социума.

Эта концепция легла в основу Общеобразовательного стандарта по информатике 2004 г., который впервые зафиксировал общеобразовательный (а не технологический) статус информатики, а также послужила основой разработки содержания обучения информатике в основной школе. На этой платформе был разработан учебный комплект для основной школы в рамках программы "Академический учебник" (авторы: А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, Э.В. Миндзаева).

Однако развитие предмета информатики далеко от завершения. Ее рассмотрение как технологической и естественнонаучной дисциплины далеко не исчерпывает ее образовательного потенциала. Напротив, как показывают многочисленные философские, социологические и педагогические исследования, информатика отражает наиболее существенные тенденции современной культуры (точнее, информатика является одним из самых характерных проявлений этих тенденций). Данные тенденции самым решительным образом влияют на все аспекты современной цивилизации, в том числе на сферу образования.

Одну из важнейших тенденций современной жизни можно обобщенно передать одним термином - "виртуализация". Суть ее сводится к следующему.

Приблизительно с начала 20-х гг. XX в. стала набирать обороты тенденция, состоящая в конструировании некоего искусственного универсума, имеющего весьма проблемное отношение к реальному миру. Теоретической основой подобных конструкций явился так называемый основной тезис формализации о возможности принципиального разделения знака и обозначаемого им предмета. "Но одно - мысль, другое - дело, третье - образ дела. Между ними не вращается колесо причинности" - так в свое время иллюстрировал эту мысль Ф. Ницше. В современном мире знаки и составленные из них тексты приобрели решающее значение для науки, культуры и в целом для человеческой жизни. Именно понятие текста стало одним из ключевых понятий культуры XX в.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Исследование и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Исследование функционального состояния органов и систем занимающихся физической культурой обычно начинают с сердечно-сосудистой системы. Это объясняется следующим. Во-первых, от функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая вместе с системами дыхания и крови обеспечивает питание ра ...

Организация конкурсной шоу-программы «Ералаш в лагере»
Как уже было сказано, конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях. Данная форма работы была выбрана исходя из интересов и потребностей самих подростков, а также исходя из наличия педагогического потенциала данно ...

Разновидности и характеристики диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru