Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Педагогика сегодня » Тематическое планирование школьного курса информатики » Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Страница 1

На сегодняшний день многие положения общеобразовательного курса информатики вполне определены. Большинство авторов полагают, что информатика не сводится к computer science, а является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методы и средства автоматизации этих процессов. При этом при формировании содержания обучения информатике с необходимостью должно выполняться системное условие: сбалансированное сочетание предметного и деятельностного аспектов.

Соотнесение информатики с естественнонаучной дисциплиной привносит в нее логику, свойственную именно этой дисциплине и отражающую основные этапы дознания: предмет познания (феномен), инструмент познания (как правило, это модель), область применения (где используются результаты познания).

Исследования, проведенные в лаборатории обучения информатике Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), позволили раскрыть названную триаду в применении к информатике. Было показано, что основным феноменом, отражающим информационный компонент реальности, являются информационные процессы, основным инструментом познания - информационные модели, а областями применения, которые целесообразно рассмотреть в рамках общеобразовательной школы, - сферы управления, технологий, социума.

Эта концепция легла в основу Общеобразовательного стандарта по информатике 2004 г., который впервые зафиксировал общеобразовательный (а не технологический) статус информатики, а также послужила основой разработки содержания обучения информатике в основной школе. На этой платформе был разработан учебный комплект для основной школы в рамках программы "Академический учебник" (авторы: А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, Э.В. Миндзаева).

Однако развитие предмета информатики далеко от завершения. Ее рассмотрение как технологической и естественнонаучной дисциплины далеко не исчерпывает ее образовательного потенциала. Напротив, как показывают многочисленные философские, социологические и педагогические исследования, информатика отражает наиболее существенные тенденции современной культуры (точнее, информатика является одним из самых характерных проявлений этих тенденций). Данные тенденции самым решительным образом влияют на все аспекты современной цивилизации, в том числе на сферу образования.

Одну из важнейших тенденций современной жизни можно обобщенно передать одним термином - "виртуализация". Суть ее сводится к следующему.

Приблизительно с начала 20-х гг. XX в. стала набирать обороты тенденция, состоящая в конструировании некоего искусственного универсума, имеющего весьма проблемное отношение к реальному миру. Теоретической основой подобных конструкций явился так называемый основной тезис формализации о возможности принципиального разделения знака и обозначаемого им предмета. "Но одно - мысль, другое - дело, третье - образ дела. Между ними не вращается колесо причинности" - так в свое время иллюстрировал эту мысль Ф. Ницше. В современном мире знаки и составленные из них тексты приобрели решающее значение для науки, культуры и в целом для человеческой жизни. Именно понятие текста стало одним из ключевых понятий культуры XX в.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Роль родного языка в развитии личности ребенка
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка; и усваивает легко и скоро; в два-три года столько, что и половины того не может усвоить человек в 20 л ...

Моделирование процессов и явлений компетентностного подхода к технологическому образованию учителя
На определенном этапе нашего исследования мы, с одной стороны, должны были абстрагироваться от некоторых конкретных явлений педагогической действительности, а с другой – строить и изучать теоретические модели, максимально соответствующие реальным условиям педагогического процесса. Значение метода м ...

Проблема детской субкультуры в контексте традиционной культуры
В 50-х годах ХХ века возрастает исследования детства, которые изучали чем дети одного народа, отличаются от другого, которые выросли в разных социокультурных средах. Были рассмотрены то, как дети усваивают культуру своего народа, особенности методов и средства воспитания народов. Обсуждалось роль т ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru