Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Педагогика сегодня » Тематическое планирование школьного курса информатики » Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Страница 3

Как нам представляется, система надпредметных умений определяется следующими основными особенностями объект-субъектного взаимодействия:

объект освоения (объект действительности), как правило, "размыт", "нечеток", "изменчив", отягощен информационным шумом и т.п.;

субъект, т.е. учащийся, в подавляющем большинстве не владеет инструментами познания таких объектов;

взаимодействие субъекта и объекта носит интерактивный характер, т.е. субъект познания - учащийся - находится внутри процесса и активно взаимодействует со всеми элементами, в том числе активно организует сам процесс (вариативная деятельность, от которой зависит и результат деятельности).

Среди выделенных надпредметных умений и навыков особую и основную группу составляют умения и навыки информационного характера, которые и должны составить содержание общеобразовательного курса информатики.

Поворот информатики в надпредметную сторону вполне объективен и определяется следующими основными факторами:

Названным выше феноменом виртуализации, который является "визитной карточкой" современной информационной цивилизации. Без осмысления виртуализации невозможна социализация учащихся в современном мире и вообще осмысленная жизнь и деятельность человека.

Каскадом кризисных явлений современного мира, которые по большей части имеют информационную (знаковую) природу. Стало очевидным, что их преодоление невозможно без накопления определенного интеллектуального потенциала, способного сгенерировать принципиально новые идеи, методы, теории.

Внутренним фактором, связанным с необходимостью развития межпредметных связей внутри системы учебных предметов не только естественнонаучного, но и гуманитарного цикла. Только в этом случае возможно сформировать у школьников целостную картину мира, что, несомненно, является одной из важнейших задач общего образования. В этом плане информатика является идеальным инструментом установления таких связей.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

Основной средой деятельности современного человека является так называемое информационное общество. С точки зрения обыденного сознания, информационное общество - это общество, где много компьютеров и информации. В этом смысле наше общество действительно является информационным. В действительности, "информационное общество" - это вполне строгое социальное понятие, сформулированное в трудах Д. Белла, А. Турена, Э. Тоффлера и др. Обобщая исследования социологов, можно следующим образом представить базовые черты этого типа социальной организации:

а) Определяющим фактором общеcтвенной жизни в целом в этом обществе должно быть научное знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие - ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания.

б) Уровень знаний, а не собственность должен быть определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на имущих и неимущих приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, в ту пору как неинформированные - это "новые бедные". Соответственно, очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся
Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы. Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей? На этот счет есть много различных мнений педагогов, психологов. Несомненно, одно: чем шире у ...

Моделирование дидактической системы формирования логической культуры мышления у младших школьников
В нашей стране моделирование как метод педагогического исследования стал разрабатываться с конца 60-70-х годов XX века. Практика развивающегося народного образования требовала, чтобы с самого начала педагог обладал точным научным представлением о процессе и результатах обучения и воспитания. В связ ...

Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога
Деятельность учителя предусматривает его участие в создании целостной системы воспитания в школе, включающей такие направления, как общее развитие детей, формирование у них учебной мотивации и помощь в профориентации. Статья посвящена возможности постепенного освоения педагогом соционических методо ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru