Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Педагогика сегодня » Тематическое планирование школьного курса информатики » Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Страница 4

в) Основной инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют симбиоз.

Такого рода "информационное общество" нигде не было построено, хотя все его основные технические, технологические и экономические атрибуты имеют место. Прогнозы теоретиков оказались неточными в первую очередь потому, что они отождествляли информацию и знание. Такая точка зрения на информацию, хотя и очень распространенная, всё же не является единственно возможной .

Наиболее важной, с точки зрения понимания происходящих в современном обществе процессов, является коммуникативная концепция информации.

Современные исследователи феномена "информации" выделяют в ней три основных момента:

"сообщение", т.е. продукт интеллектуальной или художественной деятельности;

"интерпретацию" этого сообщения;

"коммуникацию" - операцию передачи, трансляции знаков.

С точки зрения названных выше теоретиков, в информационном обществе должен был произойти переход от вещей, т.е. "сообщений", к их "интерпретации", т.е. знаниям. В реальном же обществе доминирующим оказывается промежуточное звено - "коммуникация". Таким образом, информация в современном обществе в большей мере становится не знанием, а основанием, мотивом, оправданием каких-либо действий, т.е. приобретает операциональный характер. Это объясняет, почему главным феноменом компьютерной революции стал Интернет, а не информационные ресурсы, заключенные в гигантских банках данных. Подобный подход проясняет очень многие социальные явления.

Например, современная реклама в целом не является информационной поддержкой какого-либо товара, личности или акции. Это не столько передача данных о свойствах товара или услуги, т.е. некоторого знания об объекте, сколько создание его образа, мобилизующего человека на определенные действия.

Создание образа - это всегда манипулирование знаками, символами, а коммуникация - это поток символов. Примечательно, что и конфликты в современной информационной цивилизации очень часто возникают, по выражению А. Турена, по поводу "символических благ".

В настоящее время исследованию феномена "информационной цивилизации" посвящено большое (и всевозрастающее) число работ. Названное выше понятие виртуализации является ключом к пониманию широкого спектра феноменов, характерных именно для этого общества. Так, можно говорить о виртуальной экономике, политике, науке, культуре и др.

В рамках предмета информатики, опираясь, в частности, на отмеченный выше понятийный аппарат, можно конкретно и детально не только рассмотреть феномен виртуализации, но и сформулировать систему задач и упражнений нового типа, имеющих, как нам представляется, важное образовательное и воспитательное значение.

2. Виртуализация многочисленных сторон человеческого бытия формирует устойчивое представление о том, что наиболее легким путем достижения цели является манипуляция со знаковыми системами. Наибольший размах эта деятельность приобрела в финансовой сфере (примечательно, что сам термин "информационное общество" принадлежит А. Гринспену - бывшему главе Федеральной резервной системы). Конечный результат этой деятельности вполне очевиден - происходит дисбаланс знаков и предметов материального мира, что в конечном счете и является источником кризисов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Особенности усвоения биологического материала учащимися вспомогательной школы
Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловле ...

Сказка для детей старшего дошкольного возраста Л.П. Стрелкова «Знакомство»
Данилка открыл глаза: сквозь неплотно задернутые занавески в комнату заглядывало хмурое утро. Данилка стал вспоминать сон — снилось ему что-то чудесное, волшебное, яркое! А тут серый день начинается . — Пусть всегда будет солнце! — не очень громко пропел Данилка. И вдруг в комнате что-то засверкало ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru