Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Педагогика сегодня » Тематическое планирование школьного курса информатики » Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Страница 4

в) Основной инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют симбиоз.

Такого рода "информационное общество" нигде не было построено, хотя все его основные технические, технологические и экономические атрибуты имеют место. Прогнозы теоретиков оказались неточными в первую очередь потому, что они отождествляли информацию и знание. Такая точка зрения на информацию, хотя и очень распространенная, всё же не является единственно возможной .

Наиболее важной, с точки зрения понимания происходящих в современном обществе процессов, является коммуникативная концепция информации.

Современные исследователи феномена "информации" выделяют в ней три основных момента:

"сообщение", т.е. продукт интеллектуальной или художественной деятельности;

"интерпретацию" этого сообщения;

"коммуникацию" - операцию передачи, трансляции знаков.

С точки зрения названных выше теоретиков, в информационном обществе должен был произойти переход от вещей, т.е. "сообщений", к их "интерпретации", т.е. знаниям. В реальном же обществе доминирующим оказывается промежуточное звено - "коммуникация". Таким образом, информация в современном обществе в большей мере становится не знанием, а основанием, мотивом, оправданием каких-либо действий, т.е. приобретает операциональный характер. Это объясняет, почему главным феноменом компьютерной революции стал Интернет, а не информационные ресурсы, заключенные в гигантских банках данных. Подобный подход проясняет очень многие социальные явления.

Например, современная реклама в целом не является информационной поддержкой какого-либо товара, личности или акции. Это не столько передача данных о свойствах товара или услуги, т.е. некоторого знания об объекте, сколько создание его образа, мобилизующего человека на определенные действия.

Создание образа - это всегда манипулирование знаками, символами, а коммуникация - это поток символов. Примечательно, что и конфликты в современной информационной цивилизации очень часто возникают, по выражению А. Турена, по поводу "символических благ".

В настоящее время исследованию феномена "информационной цивилизации" посвящено большое (и всевозрастающее) число работ. Названное выше понятие виртуализации является ключом к пониманию широкого спектра феноменов, характерных именно для этого общества. Так, можно говорить о виртуальной экономике, политике, науке, культуре и др.

В рамках предмета информатики, опираясь, в частности, на отмеченный выше понятийный аппарат, можно конкретно и детально не только рассмотреть феномен виртуализации, но и сформулировать систему задач и упражнений нового типа, имеющих, как нам представляется, важное образовательное и воспитательное значение.

2. Виртуализация многочисленных сторон человеческого бытия формирует устойчивое представление о том, что наиболее легким путем достижения цели является манипуляция со знаковыми системами. Наибольший размах эта деятельность приобрела в финансовой сфере (примечательно, что сам термин "информационное общество" принадлежит А. Гринспену - бывшему главе Федеральной резервной системы). Конечный результат этой деятельности вполне очевиден - происходит дисбаланс знаков и предметов материального мира, что в конечном счете и является источником кризисов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Роль туризма в экологическом воспитании школьников
Руководители школьных экологических кружков (педагоги дополнительною образования) обычно работают по типовым, индивидуальным и учебно-творческим программам. В туристической обучающей деятельности можно выделить ее основные виды: – ориентирование; – туристское многоборье, – техника туризма Также, ор ...

Творческое воображение как психолого–педагогическаяпроблема
Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы. Творческим воображением называют самостоятельное созда ...

Вопросы гражданского образование в отечественной и зарубежной истории
Утверждение гражданского образования как атрибута гражданского общества имеет свою историю. Изучение исторических корней гражданского образования поможет представить всю широту проблемы. Вопросы гражданского образования поднимались в обществе с древних времен. Исследования французских просветителей ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru