Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании младших школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во – первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т. п. Во – вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т. д. – пронизаны по сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям.
Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности.
При этом учитель должен постоянно помнить, что эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства осуществляется в процессе самых разнообразных занятий на уроке, во внеклассной и во внешкольной работе. Это беседы об изобразительном искусстве, тематическое и декоративное рисование, рисование с натуры, занятия в кружке, посещение музеев, выставок, мастерских художников, доклады, вечера по изобразительному искусству, встречи с художниками и т. п. Однако ведущее положение занимают уроки, а основными видами занятий являются беседы об искусстве, декоративное и тематическое рисование, рисование с натуры.
Имея много общего и прежде всего яркую выраженность эстетического содержания, данные виды работ по изобразительному искусству имеют и свои отличительные особенности. Так, если во время бесед об изобразительном искусстве младшие школьники усваивают элементарные теоретические знания по искусствознанию, учатся анализировать идейное содержание и художественную форму произведений искусства, то при выполнении рисунка на тему, с натуры, декоративной работы учащиеся на практике демонстрируют уровень понимания усвоенных основ знаний, уровень формирования умений и навыков, самостоятельность, инициативу, творческий подход к решению практической изобразительной задачи. Вместе с тем рисование на темы существенно отличается от рисования с натуры и декоративного рисования. Эти отличия определяются как психологическими механизмами, участвующими в процессе конкретного вида рисования ( например, в процессе тематического рисования доминирующая роль принадлежит творческому воображению, зрительной памяти; в процессе рисования с натуры – наблюдению, активному анализу и синтезу объекта изображения и рисунка), так и непосредственно педагогическими задачами в каждом конкретном случае. В зависимости от этого эстетическое воспитание, формирование мировоззрения у школьников в процессе бесед об искусстве, рисования с натуры, на темы, декоративного рисования будет иметь отличительные особенности.
Одним из приемов, способствующих эффективности эстетического воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства, является наблюдение красоты природы и последующее воспроизведение детских впечатлений, наблюдений в рисунках.
О важности воспитания у детей любви к природе, к ее красоте говорил В. А. Сухомлинский. Обобщая свой опыт воспитания школьников в Павлышской средней школе, он писал: «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».
Новое в образовании:
Результаты исследования и их анализ
Методика 1 – Составление рассказа по картинке
. Цель: определить уровень развития связной монологической речи. Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом. Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Н ...
Исследование эффективности использования методов формирования технических
навыков и умений на занятиях лепкой в процессе использования дымковской
народной игрушки
К концу пребывания в детском саду дети должны достичь определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимать содержание произведения, запоминать и узнавать знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечать изобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств созда ...
Психолого – педагогическая характеристика глухих детей младшего школьного
возраста
Наиболее характерным для периода 6 — 10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Это переходный период, характеризующийся тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника. В этот период продолжается а ...