Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства

Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании младших школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во – первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т. п. Во – вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т. д. – пронизаны по сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям.

Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности.

При этом учитель должен постоянно помнить, что эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства осуществляется в процессе самых разнообразных занятий на уроке, во внеклассной и во внешкольной работе. Это беседы об изобразительном искусстве, тематическое и декоративное рисование, рисование с натуры, занятия в кружке, посещение музеев, выставок, мастерских художников, доклады, вечера по изобразительному искусству, встречи с художниками и т. п. Однако ведущее положение занимают уроки, а основными видами занятий являются беседы об искусстве, декоративное и тематическое рисование, рисование с натуры.

Имея много общего и прежде всего яркую выраженность эстетического содержания, данные виды работ по изобразительному искусству имеют и свои отличительные особенности. Так, если во время бесед об изобразительном искусстве младшие школьники усваивают элементарные теоретические знания по искусствознанию, учатся анализировать идейное содержание и художественную форму произведений искусства, то при выполнении рисунка на тему, с натуры, декоративной работы учащиеся на практике демонстрируют уровень понимания усвоенных основ знаний, уровень формирования умений и навыков, самостоятельность, инициативу, творческий подход к решению практической изобразительной задачи. Вместе с тем рисование на темы существенно отличается от рисования с натуры и декоративного рисования. Эти отличия определяются как психологическими механизмами, участвующими в процессе конкретного вида рисования ( например, в процессе тематического рисования доминирующая роль принадлежит творческому воображению, зрительной памяти; в процессе рисования с натуры – наблюдению, активному анализу и синтезу объекта изображения и рисунка), так и непосредственно педагогическими задачами в каждом конкретном случае. В зависимости от этого эстетическое воспитание, формирование мировоззрения у школьников в процессе бесед об искусстве, рисования с натуры, на темы, декоративного рисования будет иметь отличительные особенности.

Одним из приемов, способствующих эффективности эстетического воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства, является наблюдение красоты природы и последующее воспроизведение детских впечатлений, наблюдений в рисунках.

О важности воспитания у детей любви к природе, к ее красоте говорил В. А. Сухомлинский. Обобщая свой опыт воспитания школьников в Павлышской средней школе, он писал: «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».


Новое в образовании:

Технология обучения студентов профессиональной деятельности в процессе ПФСС
Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с дисциплиной ТМФВС, с другой — с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных у ...

Из истории натюрморта
Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 веке жанр натюрморт переживает расцвет: фламандские мастера ...

Исследование проблемы памяти в психологии
По мнению И.М. Сеченова, именно память занимает главенствующее место в психической жизни. Сквозной характер мнемической функции, ее представленность на всех уровнях психофизиологической организации человека отмечают и современные исследователи. Пронизывая все уровни психического, память участвует в ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru