В устном народном творчестве часто преобладает образ героев, характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Традиционные характеристики человека (например, «умница и красавица», «красна девица», «батыр», «добрый молодец», «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам.
Представления каждого народа о совершенной личности немного отличалось, развивались под влиянием исторических условий. Условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» казах, татар, народов востока и Средней Азии отличается от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и так далее, в итоге идеалы совершенной личности очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта.
Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Чувство национального достоинства подразумевает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.
Читая различные сюжеты разного народа мы видим почти одинаковую трактовку одного и того же вопроса в сказках разных народов свидетельствуют, их общи смысл и это доказывает, что в них главенствующими являются общечеловеческие начала.
Образ идеального героя и словесные характеристики, передает красоту человеческой личности, таким образом усиливает воспитательный потенциал, как одного из средств народной педагогики.
Программа воспитания совершенного человека многогранна и обширна. Многообразны средства ее реализации. Воспитание было самой жизнью народа: все воспитывали, всё воспитывало, всех воспитывали. Субъективно то или иное явление жизни служило определенной цели, выполняло конкретную задачу, например, такие произведения народного творчества, как песни, служили средствами развлечения и отдыха. Но одновременно они, как уже было сказано выше, выполняли многостороннюю воспитательную функцию.
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа. Природа - это важнейший фактор народной педагогики,и не только среда обитания, но и родная сторона, она имеет необъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.
Казахское традиционное отношение человека и мира тесно связано с природой. Природа вносит большой вклад в традиционный образ жизни народа. Если природа будет разрушаться, то это можно назвать разрушением этноса. Природа оказывает большое влияние на формирование личности и человека. Мы часто слышим такое выражение «на лоне природы», что значит, что роль природы в жизни человека имеет большое значение. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле. Каждый человек патриот своей Родины, это и есть любовь к родной природе.
Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. Природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем оно было до сих пор в школьной педагогике. Природа как макрокосм - великая, огромная Вселенная, природа человека как микрокосм - малая вселенная - и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Казахская традиционно- обрядовая культура, которая воспитывает малыша не тогда, когда он родился, а еще в утробе матери. Казахские кочевники любили кумыс, когда доится кобылица образуется пену, эту пену давали женщине ожидающая ребенка. Казахи считали, что посредством этой пеной передается природный мир казахов. Казахские обряды содержательно-богаты, эстетически-прекрасны, философски мудры.
Новое в образовании:
Школьная типография С. Френе
В качестве реальной базы детского труда, для обеспечения его социальной значимости и творческого потенциала, личной заинтересованности и коллективности С. Френе организует школьную типографию. Вместо того чтобы выучивать страницы учебников и выслушивать объяснения учителя, дети пишут «свободные тек ...
Ошибки семейного воспитания
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. ...
Методы и формы семейного воспитания
Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику: • влияние на ребенка индивидуальное, осн ...