Вот ситуация: сын скрыл от родителей несколько двоек, тщательно подчистив дневник. Разгневанный отец возвращается с родительского собрания, горя непреодолимым желанием вылить гнев и ярость на виновника отцовского позора. На мальчишку обрушивается поток упреков, обвинения в неблагодарности родителям, угрозы, что не получит он желанного мопеда. Отец требует, чтобы сын завтра же публично извинился перед учителями. А сын со слезами в голосе говорит, что не станет извиняться перед ними, и не надо ему вашего подарка! «А если вы соберетесь меня переводить в другую школу, то и переводите, мне теперь все равно!». Если эту сцену положить, по выражению Макаренко, «под микроскоп», сколько педагогических ошибок здесь мы с вами обнаружим. Подняли уставшего за день парнишку с постели, ни о чем не спросили, пригрозили лишением подарка, да еще и перевести в другую школу! Кроме того, во все глаза и уши взирал на это младший сын. И, наконец, традиционное требование просить извинения и обещать исправиться. Вспоминается совет известного педагога, жены и соавтора А. С. Макаренко: «Не делайте из ребят клятвопреступников, не принуждайте к обещаниям исправиться, и, обещая это, дети уже тогда не бывают частенько уверены, что сдержат слово. И мы тем самым невольно воспитываем лжецов». Такое воспитание не ликвидирует проступок, а создаст почву для нового. Цель же воспитательного воздействия иная - добиться осознания аморальности проступка, такого действия, которое не допускало бы подобного явления.
Моральность мотивов поведения не должна заслоняться ощущением страха, говорил замечательный русский ученый И. М. Сеченов. Запрещая детям что-либо, надо не угрозами наказания подкреплять это, а социально-нравственными доводами. Если ребенок бросил обертку от конфеты на асфальт, то не стоит пугать его штрафом, а лучше сказать так: «Что же будет из нашего парка, если все бросят по бумажке? Это будет не парк, а свалка. Тебе захочется гулять в таком месте?»
Конечный результат воспитания реализуется прежде всего в поведении, поступках, деятельности ребенка. Этим же измеряется и уровень его воспитанности. Нужна «соответствующая гимнастика поведения» (Макаренко). Вы хотите, чтобы сын рос добрым, отзывчивым, внимательным к людям, хорошим товарищем? Тогда научите его, еще совсем маленького, делиться самым любимым лакомством с сестрой, бабушкой, мамой и папой. Пусть его машина перестанет гудеть, не потому что его накажут, а потому что дедушка устал и спит. А потом они вместе с папой позвонят и поздравят бабушку с днем рождения и отвезут вечером ей от души купленный подарок. И не высказывайте неудовольствия, если ваша дочка подарила подружке любимую игрушку, отправляясь навестить ее в больнице. Если вас беспокоит, что ваш ребенок не организован, обещает что-то сделать и не сделает, а если и сделает, то очень небрежно и не ко времени, то потребуйте от него выполнения четко и в срок. Как правило, неорганизованные дети охотнее выполняют категорические условия и требования. Твердые, точные сроки таких детей дисциплинируют. Очень хорошо, в особенности когда дети малы, ввести в воспитание элементы игры. Прекрасное воспитательное средство - отец-капитан, сын-матрос. Шутливое задание очистить палубу (кухню) от мусора, доложить об исполнении. Если бы то было предложено в прозаическом приказании: «Вынеси мусор!», то это вызвало бы неудовольствие, а так мы удовлетворены, и ребенок не накапливает, не закрепляет опыт невыполнения своих обязанностей и непослушания старших.
Целенаправленное влияние воспитателя лучше осуществлять не через прямое, открытое воздействие, а косвенно - посредством специально организованной воспитывающей ситуации. Своеобразие метода воспитывающей ситуации в том, что личность воспитателя, его роль в организации воспитывающих обстоятельств как бы замаскирована. Это снимает у школьника ощущение, что его «воспитывают», что часто бывает совершенно необходимо. Известно, что подростки болезненно, а то и нетерпимо относятся к попыткам взрослого человека навязать им свое мнение, склонить к каким-то поступкам, поведению. Существует даже такое понятие в педагогике, как сопротивление личности воспитанию. Самые частые недостатки в характере подростков - грубость и непослушание. Как бороться с этим? Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей - по отношению к детям, друг к другу, к окружающим. Если же это обычная подростковая бравада, то лучше постараться не обращать на нее внимания. То же с непослушанием. Наверное, здесь следует подумать, насколько целесообразны все предъявляемые подростку требования, - нет ли завышенных, не очень разумных, не слишком ли мы опекаем ребят? Но бывает и так: все правильно, а ребята не слушаются, делают будто все назло. В данном случае может быть много причин: переутомление и неуравновешенность; ваш собственный раздраженный тон, которым вы даете распоряжение; общая нервозная обстановка в доме; либо это атмосфера вседозволенности и безнаказанности в отношении к подростку.
Новое в образовании:
Художественные способности как свойство личности человека
Попытка определить содержание способностей предпринималась неоднократно разными исследователями. В психологии разработан прочный методологический фундамент исследования общих и специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Психология способно ...
Монологическая речь, как средство активизации лексики
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемой лексики является способность вести беседу с использованием актуальной лексики следует считать завершающим этапом ее усвоения. Наблюдения показывают, что в процессе устного общения количество используемых лексических един ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие ...