Программа работы социального педагога с родителями

Страница 8

Вот ситуация: сын скрыл от родителей несколько двоек, тщательно подчистив дневник. Разгневанный отец возвращается с родительского собрания, горя непреодолимым желанием вылить гнев и ярость на виновника отцовского позора. На мальчишку обрушивается поток упреков, обвинения в неблагодарности родителям, угрозы, что не получит он желанного мопеда. Отец требует, чтобы сын завтра же публично извинился перед учителями. А сын со слезами в голосе говорит, что не станет извиняться перед ними, и не надо ему вашего подарка! «А если вы соберетесь меня переводить в другую школу, то и переводите, мне теперь все равно!». Если эту сцену положить, по выражению Макаренко, «под микроскоп», сколько педагогических ошибок здесь мы с вами обнаружим. Подняли уставшего за день парнишку с постели, ни о чем не спросили, пригрозили лишением подарка, да еще и перевести в другую школу! Кроме того, во все глаза и уши взирал на это младший сын. И, наконец, традиционное требование просить извинения и обещать исправиться. Вспоминается совет известного педагога, жены и соавтора А. С. Макаренко: «Не делайте из ребят клятвопреступников, не принуждайте к обещаниям исправиться, и, обещая это, дети уже тогда не бывают частенько уверены, что сдержат слово. И мы тем самым невольно воспитываем лжецов». Такое воспитание не ликвидирует проступок, а создаст почву для нового. Цель же воспитательного воздействия иная - добиться осознания аморальности проступка, такого действия, которое не допускало бы подобного явления.

Моральность мотивов поведения не должна заслоняться ощущением страха, говорил замечательный русский ученый И. М. Сеченов. Запрещая детям что-либо, надо не угрозами наказания подкреплять это, а социально-нравственными доводами. Если ребенок бросил обертку от конфеты на асфальт, то не стоит пугать его штрафом, а лучше сказать так: «Что же будет из нашего парка, если все бросят по бумажке? Это будет не парк, а свалка. Тебе захочется гулять в таком месте?»

Конечный результат воспитания реализуется прежде всего в поведении, поступках, деятельности ребенка. Этим же измеряется и уровень его воспитанности. Нужна «соответствующая гимнастика поведения» (Макаренко). Вы хотите, чтобы сын рос добрым, отзывчивым, внимательным к людям, хорошим товарищем? Тогда научите его, еще совсем маленького, делиться самым любимым лакомством с сестрой, бабушкой, мамой и папой. Пусть его машина перестанет гудеть, не потому что его накажут, а потому что дедушка устал и спит. А потом они вместе с папой позвонят и поздравят бабушку с днем рождения и отвезут вечером ей от души купленный подарок. И не высказывайте неудовольствия, если ваша дочка подарила подружке любимую игрушку, отправляясь навестить ее в больнице. Если вас беспокоит, что ваш ребенок не организован, обещает что-то сделать и не сделает, а если и сделает, то очень небрежно и не ко времени, то потребуйте от него выполнения четко и в срок. Как правило, неорганизованные дети охотнее выполняют категорические условия и требования. Твердые, точные сроки таких детей дисциплинируют. Очень хорошо, в особенности когда дети малы, ввести в воспитание элементы игры. Прекрасное воспитательное средство - отец-капитан, сын-матрос. Шутливое задание очистить палубу (кухню) от мусора, доложить об исполнении. Если бы то было предложено в прозаическом приказании: «Вынеси мусор!», то это вызвало бы неудовольствие, а так мы удовлетворены, и ребенок не накапливает, не закрепляет опыт невыполнения своих обязанностей и непослушания старших.

Целенаправленное влияние воспитателя лучше осуществлять не через прямое, открытое воздействие, а косвенно - посредством специально организованной воспитывающей ситуации. Своеобразие метода воспитывающей ситуации в том, что личность воспитателя, его роль в организации воспитывающих обстоятельств как бы замаскирована. Это снимает у школьника ощущение, что его «воспитывают», что часто бывает совершенно необходимо. Известно, что подростки болезненно, а то и нетерпимо относятся к попыткам взрослого человека навязать им свое мнение, склонить к каким-то поступкам, поведению. Существует даже такое понятие в педагогике, как сопротивление личности воспитанию. Самые частые недостатки в характере подростков - грубость и непослушание. Как бороться с этим? Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей - по отношению к детям, друг к другу, к окружающим. Если же это обычная подростковая бравада, то лучше постараться не обращать на нее внимания. То же с непослушанием. Наверное, здесь следует подумать, насколько целесообразны все предъявляемые подростку требования, - нет ли завышенных, не очень разумных, не слишком ли мы опекаем ребят? Но бывает и так: все правильно, а ребята не слушаются, делают будто все назло. В данном случае может быть много причин: переутомление и неуравновешенность; ваш собственный раздраженный тон, которым вы даете распоряжение; общая нервозная обстановка в доме; либо это атмосфера вседозволенности и безнаказанности в отношении к подростку.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Новое в образовании:

Психологический анализ структуры речевого нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи
При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Т.В. Рябовой. зрительная память недоразвитие речь Речь являетс ...

Принцип наглядности
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Если человек получает инфор ...

Обогащение коммуникативной компетентности подростков в психолого-педагогической теории и практике
Обогащение рассматривается как педагогическая стратегия предполагающая реализацию совокупности условий (форм, способов, приемов, средств, механизмов), обеспечивающих обогащение коммуникативной компетентности учащихся сельской школы. В Программе Ключевые компетенции 2000 (Oxford Cambridge and RSA Ex ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru