Программа работы социального педагога с родителями

Страница 11

Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувство, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка — все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накопления фактов и наблюдений, которые кристаллизуются потом в новую неповторимую личность .

Монотонность, однообразие эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер и судьбу человека на всю жизнь. Эмоциональное начало пронизывает все стороны нашей натуры, его нельзя отделить ни от характера человека, ни от его поступков. Где-то (особенно в интимной области) оно играет решающую роль, а в других случаях - подчиненную, но так или иначе всегда сказывается на наших мыслях, действиях, отношениях с людьми, окрашивает всю нашу жизнь. А уж в быту, в семье они играют главную роль. Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Скольких больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, это умение не дается нам природой. Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, где вам доводилось бывать. От каждой из них остается какое-то свое особое ощущение. Теплота и сердечность одной семьи, сухость и натянутость отношений в другой; манера держаться между собой, интонация разговора при гостях, стиль досуга, наконец, мера царящего в доме уюта и гостеприимства. Масса всего, в том числе и незначительные детали составляют облик семьи.

С первого взгляда сложно оценить прочность семьи, разглядеть ее нравственные идеалы, дальние и близкие цели, но семейный дух уловить можно сразу. Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой как мера душевного здоровья семьи, как легкая и добрая атмосфера. Какой тип эмоций преобладает в семье? Только преобладание положительных эмоций (бодрости, оптимизма, взаимной нежности, дружбы) над раздорами, ссорами, вечными упреками, унынием создает то, что принято называть семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя членов семьи разных поколений, людей, связанных между собой не только родственными узами, но еще и согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, возможных огорчениях, болезнях и даже несчастьях, бедах должна приносить человеку радость.

Недаром А. С. Макаренко писал, если хотите, чтобы были хорошие дети, будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте всех своих друзей, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем.

Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, они хотят участвовать в каких-то событиях, мероприятиях, радостных и хлопотных волнениях. Дома ребенку должно быть интересно, семья постоянно должна давать добрую пищу детскому воображению и формирующимся чувствам.

Если ваш ребенок живет в атмосфере хронического эмоционального голода, реакция может быть острой и даже патологической. Ведь не секрет, что в жизни мы зачастую сталкиваемся с эмоционально нейтральными людьми. Так начинают бить стекла в электричке или крушить панель трамвайной остановки; чтобы изведать остроту риска и страха. Когда задаешь вопрос такому «смельчаку», то он ответит, что сделал это «со скуки». А мы-то понимаем, что произошло это от эмоционального голода, от потребности в эмоциональном заряде. Еще

И. П. Павлов утверждал, что эмоция для человека является своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Она нужна. Если нет положительных зарядов, то в ход идет отрицательная составляющая. Один раз человек таким образом разрядился, другой, а там уже и научился получать удовольствие от того, что с нормальной нравственной точки зрения должно бы вызывать стыд.

А детям, особенно подросткам, вообще свойственно по-разному выражать свои чувства. Поведение подростка может разительно не соответствовать тому, что он в данный момент переживает. Вот такие психологические парадоксы. Одна эмоция рядится в одежды другой, подчас противоположной.

Под грубостью может скрываться нежность, под показной развязностью - робость, а острая неприязнь похожа на первую влюбленность. А почему это происходит? Да потому что ребенок не приобрел наглядного примера выражения этих чувств в семье. Ведь у детей даже простое утомление легко может перейти в возбуждение и неуемное озорство, огорчение может легко смениться полным равнодушием, либо лихорадочным интересом к чему-то другому, вспыхнувшему внезапно.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13


Новое в образовании:

Анализ результатов формирующего и контрольного экспериментов
На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий эксперимент по специально отобранной теме «Информация», направленный на формирование логической культуры младших школьников. Формирующий эксперимент по проверке и доказательству эффективности разработанной системы по формировани ...

Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой. 2010-2011учебный год. 2012-2013 учебный год. 2014-2015 учебный год. Направленность на формирование здорового образа жизни ...

Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия: 1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для п ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru