Программа работы социального педагога с родителями

Страница 10

И чем шире вариативность этих приемов, тем сильнее, глубже сила их воспитательного воздействия. Психологам и педагогам известно, что одни и те же поступки могут быть продиктованы разными мотивами - и высокими целями, и низменными побуждениями. Очень часто бывает необходимо всесторонне анализировать, чтобы верно оценить. Решая вопрос о благодарности, поощрении, нельзя одинаково оценивать работу разных детей, нивелировка поступков может произойти из-за небрежности или из-за недостатка педагогической культуры воспитателя.

Позиция воспитателя и выбор им тех или иных средств определяется еще и возрастом детей. Если малышу можно просто запретить пользоваться опасной игрушкой, отобрать ее у него, по подростку нужна убедительная мотивация запрета или распоряжения, если это не касается правил и установок режима. Здесь авторитет - положения сменяется авторитетом личности: подростки охотно подчиняются не всем, а лишь тем, кого уважают, кто не давит, не приказывает, а советует, аргументирует, убеждает. Чем старше дети, тем менее действует безапелляционное требование, здесь нужен совет, рекомендация, а может быть, и дружеское участие взрослого. Общаясь с малышом, стремясь что-то изменить в его поведении, можно, разъяснив суть нравственного требования, тут же потребовать от него: «Ты все понял? С этого дня должен вести себя так и только так!» Со старшими ребятами так вести себя опасно, категоричности они не прощают. Лучше дать им материал к размышлению и проследить, какой вывод они сделали. Можно использовать иронию, но иронию не поймут малыши, она может оказаться слишком ранящим способом воздействия.

Одним из важных моментов, определяющих позицию родителей в воспитании и выбор конкретных воспитательных приемов, является неповторимая индивидуальность ребенка. Здесь все имеет значение: особенности нервной системы, характер, отношение к людям, самому себе (самооценка, уровень притязаний), волевые качества, привязанности, интересы. Какой он, ваш ребенок: быстро возбуждающийся, вспыльчивый, нервный или уравновешенный, спокойный? Трудолюбивый или с ленцой? Доброжелательный к окружающим, чуткий или нет? Капризный или покладистый? Замкнутый, недоверчивый или открытый? Общительный? Самолюбивый, с развитым чувством собственного достоинства или страдающий от ощущения своей неполноценности? Собранный, волевой или неорганизованный? Чем он увлекается? Как к нему относятся в классе? Важно ли для него общественное мнение? Чьим мнением он дорожит - товарищей, учителей, вашим? Как все это учитывать в повседневном общении и воспитании ребенка?

Возьмем довольно распространенный случай - вас обманул подросток, сказав что идет в школу, на самом деле пошел в игровой клуб. Вы узнали об этом случайно. Какой должна и может быть ваша реакция? Прежде всего, подумаем, чем вызван обман. Обыкновенной ленью, безответственным отношением к делу, к своим обязанностям? А может, просто нечестностью, непорядочностью, привычкой легко давать обещания и нежеланием быть верным своему слову? Много вариантов реакции родителей на такой обман собственного ребенка, но верный выбрать непросто. Для малышей более эффективным бывает сиюминутное действие. Их чувство, эмоции сравнительно неглубоки и непродолжительны, и поэтому откладывать разговор не стоит. А вот с подростком все иначе. Отсроченная беседа с ним часто бывает уместной, не сразу, а через какое-то время. Главное — дать сыну убедиться, насколько опасно для него увлечение игрой в клубе, какими последствиями это грозит ему в жизни. При выборе воспитательных средств надо учитывать, какие методы воспитания применялись к ребенку ранее. Если превалировали беседы, разъяснения, их следует избегать в последующем. В каждом воспитательном моменте обязательно проявляется индивидуальность воспитателя в самом широком смысле этого слова - его характер, культура, воля, жизненный опыт. Имеет значение все: ваш кругозор, эрудированность, педагогические знания, выдержка, решительность, личные интересы и умения.

Лев Толстой говорил, что тот метод следует считать лучшим, которым лучше владеет воспитатель. Соединение разумной требовательности с уважением к ребенку.

К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, даже с риском ошибиться говорил А. С. Макаренко.

Преодолевая отрицательное в ребенке, опирайтесь на хорошее, руководствуйтесь единством требований в семейном воспитании, согласованности со школой и учителем, которому доверяете.

11.

Посещение семей Тема: Климат семьи

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Новое в образовании:

Татьяна Рик. Обидчивое облачко
Поселилось однажды на небе одно обидчивое облачко. А утром выкатилось на небо солнце. Улыбнулось, потянулось, расправило лучики и засияло во все стороны. - Противное солнце! - обиделось облачко. - Опалило мне бочок. Ай, как больно! Кто теперь подует?! Ветерок! Ветерок, лети сюда! Подуй скорее на мо ...

Сжатый пересказ как средство развития мыслительных процессов учащихся общеобразовательной школы
Исследования И.Д.Тихомирова, М.И. Омороковой, И.И. Срезневского, З.Д. Кочаровской, М.Р. Львова и др. были посвящены проблемам обучения сжатому пересказу учащихся общеобразовательной школы. Все исследователи склоняются к мнению о том, что излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко кон ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования информационных технологий в обучении
В педагогической науке и практике проблема обеспечения учебного процесса средствами обучения стала рассматриваться и исследоваться как комплексная педагогическая проблема. Несмотря на достижения в этой области еще не создана целостная система проектирования и комплексного применения средств обучени ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru