Если мы заподозрим ребенка в сознательном притворстве, то ошибемся. Здесь наблюдается своеобразная «несфокусированность» чувств, она может со временем пройти, нормализоваться, а может и не исчезнуть бесследно. На естественный процесс взросления в данной ситуации надеяться бессмысленно. Нельзя допускать, чтобы у ребенка разрабатывался устойчивый механизм перехода одной эмоции и другую, высшей в низшую, более для него удобную. Например, в привычку любой промах, ошибку, неловкость немедленно (причем опять-таки на подсознательном уровне) перевести в озлобление, раздражение, агрессию против окружающих и наоборот, от неудачи перейти к желанию ее преодолеть, побороть. Сделать именно так - задача семьи.
Итак, для эмоционального здоровья семьи важна именно подлинность, «неподменность» чувств, важно, чтобы поступок: находился в гармонии с душевным состоянием.
Сколько часов в неделю надо посвящать эмоциональному воспитанию? Оно осуществляется не от случая к случаю, а непрерывно, изо дня в день. Вся атмосфера жизни вашей семьи, весь ее психологический настрой - вот что формирует характер растущего человека. Но есть главное и неглавное? Очень трудно выделить два или три решающих фактора. Дух семьи влияет на детей целостно, всей совокупностью своих «слагаемых» - хороших и дурных. Однако семейная жизнь невозможна без переживаний, трений, конфликтов. Да, идиллий не бывает в семьях. Важен перевес положительных эмоций над отрицательными. А как быть с дурным влиянием извне? Ведь они поневоле включаются в эмоциональный опыт ребенка. Пусть включаются.
Ребенку, выросшему в духовно здоровом климате, они помогут выработать механизм защиты и сопротивляемости.
Всякое чувство, даже вполне уважаемое и благородное, имеет определенный предел напряженности. Любовь, например, очень хороша, но как она отталкивает и нервирует, когда носит истерический характер. Маленького человека (а прежде, самих себя) надо приучать к экономному, сдержанному проявлению чувств. Если в семье при ребенке вы неистово, неумеренно тискаете маленького сынишку; в виде приветствия развязно хлопаете по спине пожилого человека; либо, горя радушием, силком заставляете есть и пить, вы тем самым преподаете сыну или дочери большой впечатляющий урок вульгарного оформления хороших чувств и побуждений.
Только в спокойной обстановке можно воспитать спокойствие и уравновешенность. Если ребенок нервничает, упрямится, капризничает, то и дело обижается, дерзит, - ищите причину в себе, в собственной манере держаться, в атмосфере семьи. Станьте сами сдержаннее, не отвечайте немедленным взрывом крикливого раздражения на непослушание ребенка. Но если вам, взрослым людям, это не под силу, тогда от ребенка с его очень слабо еще развитыми механизмами торможения требовать спокойствия бесполезно и несправедливо.
Есть еще один путь, более глубокий и совершенный, в перспективе открывающий дорогу к подлинному душевному благородству и мудрости. Отрицательную эмоцию не просто останавливает свое или чужое «нет», ее смывает другая, более сильная положительная эмоция.
С этой проблемой может справиться семья, в которой живет сознательность, самокритичность, широта взглядов, умение понять другого человека, право на собственное мнение.
Самым первым шагом к такой семье станет известный прием успокоения маленьких детей методом отвлечения от причины испуга, обиды и т. д. Прием примитивный, но разумный. Нельзя говорить: «Пусть ребенок поплачет, ничего с ним не сделается!». Как раз сделается. Оставляя ребенка наедине с отрицательными переживаниями, вы позволяете переживанию разрастаться, укрепляться, оставлять его в психике. При повторении образуется своего рода привычка к слезам, обиде, упрямству. Так рождается отрицательная эмоция. Отвлекая ребенка, вы вводите механизм переключения с отрицательной эмоции на положительную, лишая первую длительности. Но настоящая культура чувств достигается на другом этапе, при переключении внутреннем. Рассердился из-за пустяка - устыдись мелочности своего раздражения [33].
12.
Вечера вопросов и ответов Тема: Отражение чужих поступков
Внушайте ребенку, что он обязан оставаться верным своему «Я», своим собственным представлениям о добре и зле. Чужая нечестность, грубость, подлость не дают человеку никакого морального права подличать или ловчить в ответ. Если ваш сын или дочь научатся презирать мелочность, они не станут потом кипятится попусту, растрачивать себя на пустяки. Они всегда сумеют соотнести тот или иной факт, раздражающий и докучливый, с чем-то имеющим подлинную ценность, смогут дать трезвую оценку происходящему.
Новое в образовании:
Формы контроля за физическим развитием
А) Определение уровня физического развития: по внешним признакам; по антропометрическим показателям; Б) Динамические наблюдения за состоянием здоровья детей (выполняется врачами). В) Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест занятий (спортивный зал, групповая комната, спортивная площадка) ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с нарушениями слуха
Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие. Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. ...
Ловкость
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного ...