Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников

Педагогика сегодня » Театрализовано-игровая деятельность как фактор развития речи детей раннего возраста » Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников

Страница 1

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.

Караманенко Т. Н. и Караманенко Ю. Г. разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем – работы Г. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации в детском саду.

Как указывал выдающийся отечественный психолог Эльконин Д.Б., ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, опосредована образом действия, при этом процесс формирования образа действий с предметом есть одновременно и процесс отожествления ребенка с взрослым.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Карпинской Н., Николанчевой А., Фурминой Л., Ворошниной Л. и др. Они указывали не только на возможности, но и на конкретные механизмы детского изобразительного действия в раннем возрасте, однако в настоящее время именно этот возраст обделен вниманием педагогов, занимающихся развитием творческих способностей у детей, в частности, средствами театрализованной деятельности.

Действительно, в раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к моделированию и далее – к изобразительному действию («Как папа…», «Как мама…»), притом называя себя именами тех людей. действия которых воспроизводит; другими словами, он уже не подражает. а изображает взрослого.

Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании речи – важной познавательной функции. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимаемой) речи, поскольку понимание рассказа, сказки подчас не опирается на конкретную наглядную ситуацию, речь идет о том, чего сам ребенок в данный момент не видит – здесь требуется опора на воображение. Так, в народной манере «сказывания» взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи, как…?» (дед бил яичко, мышка бежала, хвостиком махнула и т.п.).

Как указывает Палагина Н.Н., понимание условного действия – это начало воображения. Взаимодействие взрослого с ребенком позволяет последнему уже на втором году жизни понимать мнимое действие («как будто»).

Народная педагогика широко использует включение ребенка второго года жизни в воображаемые ситуации. Так, ребенок счастливо смеется, когда взрослый с шутливо-угрожающим выражением лица делает рожки из пальцев («Идет коза рогатая…») или предлагает «покататься на лошадке», усаживая на колени («По кочкам, по ухабам…»).

На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметно-орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.

Однако следует помнить, что развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной (или любой другой) деятельности – это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности. В связи с этим, следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л.И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка:

- потребность в новых впечатлениях;

- потребность в самоутверждении.

Потребность в новых впечатлениях проявляется в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления, воображения.

Потребность в самоутверждении стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого.

Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной. волевой, познавательной.

Под театральными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»

Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. В дальнейшем, благодаря специальным педагогическим исследованиям, было установлено следующее.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Подготовка, проведение экспериментальной работы
На основе анализа программ, учебного материала, научной литературы нами был сделан вывод о том, что при систематическом использовании на уроках географии межпредметные связи имеются большие возможности для повышения качества обучения. В порядке экспериментальной работы мы решили выявить уровень зна ...

Исторический аспект формирования логической культуры мышления
В современной педагогике и психологии существуют различные направления исследований становления логических структур мышления у детей. Вопрос формирования у школьников логической культуры первым поднял чешский педагог Я.А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений ...

Лицеи во Франции
Лицей представляет собой завершающее звено среднего образования и переходную степень к высшему образованию. В 15 лет начинается обучение в лицее (lycee). Оно разбивается на 3 класса: 2-й, 1-й и выпускной (terminale). Часть выпускников колледжа настраиваются на скорейшее обретение специальности и ид ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru