Вопросы гражданского образование в отечественной и зарубежной истории

Страница 1

Утверждение гражданского образования как атрибута гражданского общества имеет свою историю. Изучение исторических корней гражданского образования поможет представить всю широту проблемы. Вопросы гражданского образования поднимались в обществе с древних времен. Исследования французских просветителей, немецких философов, идеологов либерализма нашли свое отражение в росте общественной активности сначала в западных странах, а с 90-х годов прошлого века и в нашей стране.

В древности философы Демократ, Платон, Аристотель размышляли о человеке-гражданине, живущем в идеальном государстве. Основная идея их размышлений состояла в том, что рабы не субъекты, а объекты притязаний других людей, и это положение не может не привлекать внимания истинного гражданина.

В период средневековья на Западе сформировались взгляды о том, что государство не только неизбежность, но и институт власти. От государственных властных институтов исходит угроза утраты свободы и собственности индивидуума.

В эпоху Реформации в XVI-XVII веках Европа обратилась к человеку как индивидууму и собственнику. Это и явилось основной предпосылкой институциализации гражданского общества. Французские просветители XVIII века Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Мелье писали о возможностях человека в самосовершенствовании и «улучшении» общества.

В XVIII веке наконец-то появился сам термин «гражданское общество». «В гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей: эти другие суть, потому средство для целей особенного»,- писал Г. Гегель. Гражданское общество - некая всеобщность, а основу гражданского общества составляют общие потребности и взаимодействие в их удовлетворении. По Г. Гегелю, государство есть более высокая форма всеобщности, а гражданское общество - следующее звено между отдельными индивидуумами. Государство - высшая цель человеческого организма.

В XIX веке гражданское общество рассматривалось как приватное, т.е. такое, где существует неподконтрольный власти уклад жизни, где реализуются интересы личности и объединений людей. Речь идет о невмешательстве власти в гражданские дела личности и ее частную жизнь. Это обособленная социальная среда свободного предпринимательства, частной инициативы. Государство же выступает как гарант. Интерес - вот что связывает друг с другом членов гражданского общества. Реальной связью между ними является не политическая гражданская жизнь. Не государство, стало быть, сцепляет атомы гражданского общества, а, наоборот, гражданская жизнь скрепляет государство. В основе гражданского общества лежит собственность и отказ государства от претензий на роль руководителя, держащего в руках все сознательные связи в обществе.

В России идея переустройства общества существовала со времен Екатерины II, которая вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма XVIII века - Ж.Ж. Руссо и Ф. Вольтером. Однако в конце своего правления императрица сама начала гонения на либералов. Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 года и особенно - заграничного похода русской армии. Тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, и, вернувшись из-за границы, стали убежденными противниками самодержавия и крепостничества. Реформаторские идеи Александра I, реформы Сперанского готовили почву для проникновения идей либерализма в сознание передового дворянства.

Бездействие и нерешительность властей в проведении реформы подталкивали наиболее нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков. Выступление декабристов обнажило глубокие противоречия в обществе, порожденные феодально-крепостнической системой.

В 40-50-е годы XIX века в России зародилось революционное движение. В 1846-1847 г. Кирилло-Мефодиевское общество на Украине (одним из руководителей которого стал выдающийся украинский поэт Т.Г. Шевченко) выступало за отмену крепостного права, сословных привилегий. Главной целью участники общества считали федерацию (равноправные объединения) славянских республик.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Социально-педагогическая запущенность
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личнос­ти ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концент­рированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в котор ...

Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе
На сегодняшний день многие положения общеобразовательного курса информатики вполне определены. Большинство авторов полагают, что информатика не сводится к computer science, а является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов ...

Технология обучения студентов профессиональной деятельности в процессе ПФСС
Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с дисциплиной ТМФВС, с другой — с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных у ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru