Оформление и идеология русского революционного движения в эти годы связаны с деятельностью А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Передовая часть российского общества, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования. Видные либералы-западники К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин установили связи с А.И. Герценом. Они опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.
Основными положениями этой программы стали основополагающие требования гражданского общества:
свобода совести;
свобода от крепостного состояния;
свобода выражения общественного мнения;
свобода книгопечатания;
свобода преподавания;
публичность всех правительственных действий;
публичность и гласность суда.
До этого периода сохранялся сословный характер образования. Получение образования зависело от социального статуса. Прорыв был сделан в 60-70-е годы XIX века. Он был связан с общими радикальными изменениями, важнейшими из которых была отмена крепостного права в 1861 году. Вместе с личной свободой более 20 млн. человек получили гражданские права. Были сняты все сословные ограничения на получение образования в любых типах учебных заведений, от начальной школы до университетов включительно. В 1863 году был принят общий университетский устав, вернувший уни-верситетам автономию, утраченную в 1835 году. Открытость университетов для выходцев из всех сословий, выборность ректора, деканов, профессорско-преподавательского состава, серьезные полномочия Совета университета,- все это соответствовало духу времени.
Однако в эпоху правления Александра III, вступившего на престол после убийства его отца Александра II революционерами-народовольцами, произошли серьезные изменения, получившие в исторической литературе название «контрреформ». В учебных заведениях вводился настоящий полицейский режим. Университеты утратили свою автономию. Дети из необеспеченных слоев населения были лишены возможности получения не только высшего, но и среднего образования из-за многократного повышения платы за обучение. Сильны были позиции церкви в образовании, особенно в начальной школе. Духовные лица могли преподавать не только Закон Божий, но и общеобразовательные предметы.
В начале XX века в России появились начальные училища, в земствах делались попытки разработки программ всеобщего начального образования. Для строительства начальных училищ широко применялись благотворительные вклады. События 1905-1906 г.г. заметно повлияли на сферу образования. В 1908 г. правительство обязалось взять на себя содержание начальных училищ в тех губерниях, где были созданы школьные сети.
Борьба за гражданские права нашла свое отражение в революционном движении. Наряду с экономическими, выдвигались и политические требования. Революция 1917 г. победила, установилась советская власть, сменилась управленческая структура и государственный аппарат. Однако надежды общества на то, что будут установлены новые ценности в отношении государства со своими гражданами, не оправдались. «Эксперименты» по приобретению демократического опыта прекратились, не начавшись. Общество вновь было поглощено государством.
Общественная активность возросла в 1990-е г. XX века, в результате чего в нашей стране произошла нынешняя смена власти. Однако, как многократно показывает история, политическая система не способствует созданию гражданского общества, она в нем не заинтересована. Гражданское общество создается вопреки политической системе, не спрашивая у нее на это разрешения.
В стране в настоящее время действуют лишь различные общественные структуры. «Гражданский Форум 2001 года», «Тольяттин-ский диалог», «Гражданский Форум 2003 года» - первые шаги к новому процессу установления диалога между властью и обществом.
Новое в образовании:
Разработка модульной структуры
содержания технологической подготовки студентов
Целостная технологическая подготовка, в ходе которой теория и практика взаимопроникают друг в друга, позволяет реализовать единство общего, особенного и индивидуального, того, что в свою очередь, детерминирует повышение качества профессионально-педагогической подготовки студентов будущих учителей т ...
Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деят ...
Формы организации внеаудиторной творческой деятельности учащихся
Для органического соединения процесса формирования знаний, умений и навыков с процессом развития у учащихся способностей к техническому творчеству необходима разработка таких организационных форм, которые бы содействовали усвоению профессиональных знаний, умений и навыков в результате решения творч ...