Психика и психические процессы

Страница 1

У человека как живого объекта процесс управления реализуется через психическую деятельность. Поэтому психика рассматривается как управляющая система человеческого организма. В первую очередь при обучении упор делается на слух и зрение. Все психические процессы тесно связаны с мышлением, то есть любые психические процессы обрабатываются мозгом. На уроке важны очень многие состояния психики конкретного ребёнка. Иногда, даже при очень большом старании учителя ребёнок не усваивает материала, а в другой раз – наоборот. Это происходит по многим причинам, и эти причины в своей работе я рассматривать не буду. Психолог Н.Д.Левитов предпринял попытку классифицировать психические состояния, хотя, конечно, эта классификация условна. По его мнению, основными классами состояний являются следующие:

1. Состояния личностные и ситуативные. В личностных состояниях прежде всего выражается индивидуальные свойства человека, во вторых – особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. Если, например, человек склонен к аффектации, то состояние аффекта является временным психическим состоянием, которое в определённое время начинается и кончается.

2. Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3. Состояния, положительно или отрицательно действу3ющие на человека. Апатия – отрицательное состояние, вдохновение – состояние, действующие положительно на деятельность человека.

4. Состояния продолжительные и кратковременные. Например настроение может быть всего несколько минут и до суток, а так же нескольких дней.

5. Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает неосознанным психическим состоянием, решительность всегда осознанна, утомление может иметь разный уровень осознанности.

Следовательно психическая сторона состояний учеников находит свое отражение в виде переживаний и чувств, то есть психологическое состояние играет, наверное ведущую роль. Учитель должен чётко следить за психическим состоянием учеников и строить свою работу, ориетируясь на учеников. Например не нужно давать детям сложную контрольную работу на 6 или 7 уроке. Дети уже устали. Конечно, любой человек может в той или иной степени управлять своим психическим состоянием. Волевое усилие в обучении играет тоже не последнюю роль. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных жизненных условиях. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Волевые действия могут быть простыми и сложными, состоящими из нескольких простых, кроме того, могут различаться по степени осознанности. То есть ребёнок может, к примеру, преодолеть чувство лени и активно работать на уроке. Следовательно, воля связана с мышлением. Мышление – сложный психический процесс, происходящий в мозге. Суть мышления заключается в преобразовании человеком действительности в мыслительной деятельности. Например, переходя дорогу, человек не побежит перед проезжающей машиной, подумав, что она может его сбить. То есть человек видит проезжающую машину и делает вывод, что в данный момент она для него опасна. Мышление помогает человеку развиваться как личности. Мышление бывает нескольких видов:

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Дифференциация обучения, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников
Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разн ...

Требования к построению учебного процесса в аспекте обучению говорению
В современной методике на смену фронтальной работе на уроке все более активно приходят социальные/интерактивные формы обучения. Выполняя парные, групповые или коллективные задания, учащиеся сосредотачивают свое внимание не на языковой форме высказывании, а на содержании . важна при этом цель совмес ...

Правила принципа доступности в обучении
Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru