Психика и психические процессы

Страница 1

У человека как живого объекта процесс управления реализуется через психическую деятельность. Поэтому психика рассматривается как управляющая система человеческого организма. В первую очередь при обучении упор делается на слух и зрение. Все психические процессы тесно связаны с мышлением, то есть любые психические процессы обрабатываются мозгом. На уроке важны очень многие состояния психики конкретного ребёнка. Иногда, даже при очень большом старании учителя ребёнок не усваивает материала, а в другой раз – наоборот. Это происходит по многим причинам, и эти причины в своей работе я рассматривать не буду. Психолог Н.Д.Левитов предпринял попытку классифицировать психические состояния, хотя, конечно, эта классификация условна. По его мнению, основными классами состояний являются следующие:

1. Состояния личностные и ситуативные. В личностных состояниях прежде всего выражается индивидуальные свойства человека, во вторых – особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. Если, например, человек склонен к аффектации, то состояние аффекта является временным психическим состоянием, которое в определённое время начинается и кончается.

2. Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3. Состояния, положительно или отрицательно действу3ющие на человека. Апатия – отрицательное состояние, вдохновение – состояние, действующие положительно на деятельность человека.

4. Состояния продолжительные и кратковременные. Например настроение может быть всего несколько минут и до суток, а так же нескольких дней.

5. Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает неосознанным психическим состоянием, решительность всегда осознанна, утомление может иметь разный уровень осознанности.

Следовательно психическая сторона состояний учеников находит свое отражение в виде переживаний и чувств, то есть психологическое состояние играет, наверное ведущую роль. Учитель должен чётко следить за психическим состоянием учеников и строить свою работу, ориетируясь на учеников. Например не нужно давать детям сложную контрольную работу на 6 или 7 уроке. Дети уже устали. Конечно, любой человек может в той или иной степени управлять своим психическим состоянием. Волевое усилие в обучении играет тоже не последнюю роль. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных жизненных условиях. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Волевые действия могут быть простыми и сложными, состоящими из нескольких простых, кроме того, могут различаться по степени осознанности. То есть ребёнок может, к примеру, преодолеть чувство лени и активно работать на уроке. Следовательно, воля связана с мышлением. Мышление – сложный психический процесс, происходящий в мозге. Суть мышления заключается в преобразовании человеком действительности в мыслительной деятельности. Например, переходя дорогу, человек не побежит перед проезжающей машиной, подумав, что она может его сбить. То есть человек видит проезжающую машину и делает вывод, что в данный момент она для него опасна. Мышление помогает человеку развиваться как личности. Мышление бывает нескольких видов:

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Формы работы с родителями
педагогический просвещение семья воспитательный Повышение роли воспитательной функции школы обуславливает необходимость совершенствования форм, способов взаимодействия учителя начальных классов и родителей. Школа накопила огромное количество форм работы с семьей, приобщения родителей к соучастию в ...

Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье
Религиозные представления и духовная жизнь детей - ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского созн ...

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста
По мнению А.Н. Леонтьева ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется тремя продуктами. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или пере ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru