Игра называется тогыз-кумалак (девяткою), потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом. Эта игра развивает мышление математическое и воспитывает выдержку, ее по другому называют еще «алгебра чабанов». У монголов существует подобная игра называется она «Унее тугулах», исследователи изучали такие игры как бестемше с 5 лунками и 25 камешками и коздату с 7 лунками и 49 камешками, они считают, что все эти игры были осложнены, где образовалась игра «тогыз кумалак».
Мир казахов их род деятельности, обычай, традиций духовный мир такой же, как и у гуннов, они уважали духов предков, возводили надгробные насыпи, как это делается у казахов. Как и гунны казахи поклонялись солнцу, небу (тенгри), земле, луне.
Гунны и казахи при выходе на охоту приносили жертву в степи небу (тенгри), по данным исследователей это особенность была выражена в игре «тогыз кумалак». В игре есть правило, которое называется «туздык», а у киргизов «туз». Если перевести «туз»- это соль, но ранее это слово имело значение как «степь», значит дом в степи. Один кумалак, оставляемый в туздыке во время хода, представляется как конь, приносимого в жертву у хуннов. Этот обряд сохранился у народа саха под названием «тюселге».
Ранее поклонники тенгри считали, что «Когда наверху было создано синее небо, а внизу – черная земля, межу ними был создан человек». Это тоже отразилось в ходах в игре «тогыз кумалак». На игровой доске лунки игроков расположены противоположно друг к другу, в этой игре не допускается ход в верх и вниз, можно только на середину и в право, считалось, что верх- это место Бога, а ниже- это духи, а середина предназначена для людей, в игре из-за установленных нет прямого столкновения среди соперников, на все правила повлияли вера гуннов. Игра тогыз кумалак построена на военной стратегии и тактике боевых действий древних гуннов, в игре присутствует манера атаки, обороны, подготовка засады, отделение главных сил от аръергарда, внезапное нападение. Правило же «туздык» в игре подразумевает принесение жертвы богу перед выступлением в поход. То, что мы называем «туздык» является местом жертвоприношения – «тyз уй» или «священное место в степи (степной дом). Например в разработке шахмат участвовали представители Азии и Европы, тогда как «тогыз кумалак»- это игра древних кочевников, где правило игры связаны с их укладом и бытом жизни.
В 1948 году в городе Алматы был проведен первый республиканский чемпионат по тогызкумалаку. В казахской национальной игре приняли участие известные представители из каждой области Казахстана. Первое место присудили Шорману Отегенову из Жамбыла. Во время игры возникли разногласия в трактовке правил игры. Одни утверждали, что можно брать неограниченное количество камешков, другие – только один. Кто-то утверждает, что, делая ход, нельзя оставлять в лунке ни одного камешка. В итоге, для устранения разночтений и систематизации правил игры была создана группа, в которую вошли писатель Мухтар Ауэзов, Калыбек Куанышбаев, Ш.Ибраев и другие специалисты. “Мысли и предложения знатока обычаев и традиций родов кочевой степи (О Мухтаре Ауэзове) встретили полемически. Но его поддержал Калибек Куанышбаев, один из осноположников национального сценического искусства”. В результате работы этой группы были созданы правила, не изменившиеся по сей день, которые и используются на республиканских и международных первенствах. Окончательное утверждение правил способствовало прекращению различных споров и увеличило значение игры. “В 1949 году переработанные правила, которые во многих случаях оказались родственными шахматным, вышли в свет. До сих пор существовавшие многочисленные варианты правил игры были сведены в один вариант. Отброшено лишнее. М.О.Ауэзов был удовлетворен. Тогызкумалак приобрел классическое оформление. Интеллектуальная игра стала еще ярче проявлять состязательность, способствовать развитию памяти, сообразительности, находчивости, расчетливости и комбинационного мышления”. Поэтому-то, в настоящий момент тогызкумалак стал искусством логического мышления для каждого интеллектуала.
Новое в образовании:
Сущность понятий «творчество» и «детское творчество» в современной науке
Проблема развития творческих способностей многогранная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются различные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию у ...
Сказка как средство воспитания положительных нравственных
качеств личности дошкольников
Еще древние римляне говорили, что "корень учения горек". Но зачем, же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и "корень" учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Дошкольное де ...
О целесообразности введения теории вероятностей в школе
Существует много аргументов, показывающих важность изучения школьниками элементов теории вероятностей. На данный момент этот вопрос является одним из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования, что обусловлено ролью, которую играет вероятностно-статические знания в общео ...