Казахские национальные игры как средство воспитания детей

Педагогика сегодня » Детская субкультура казахов » Казахские национальные игры как средство воспитания детей

Страница 6

Тушу козла бросают на расстоянии 50-60 шагов, цель игры принести первым тушу козла, до назначенного места. По определенному знаку судьи, каждый джигит старался захватить тушу животного, остальные бросались в погоню за ним и вырывали добычу, так она перекочевывали от участника к участнику, которая могла собрать в схватке до 35 человек. Тот, кто вырвал тушу, старался покрепче удержать ее в седле, зажимать ее ногами при необходимости перекидывать с одной стороны в другую и оторватся от соперников. В Казахстане проводятся официальные соревнования между государствами Средней Азии.

Существует несколько истоков образования этой игры:

- Джигиты изображали волков, нападающих на баранов.

- Есть версия, что таким образом спасали раненого батыра во время войн.

У народов Средней Азии бытовал обряд, самостоятельной езды мальчика в три года, а участвовать в конных скачках могли уже с семи лет. В древности в самом малом возрасте, детей уже готовили к жизни, например гунны учили с начала ездить верхом на баранах, стрелять из лука на птичек, а со временем, они уже охотились на зверей и ездили верхом на лошадях.

Национальные игры это богатство наших предков, которые они нам передали. Со времен в них произошли некие изменения в связи с бытом и образом жизни и развития разума казахов. Национальные игры зависели от многих факторов, климата, природы, ландшафта, все игры были направлены на воспитание воли, достижения цели, единение со степной природой.

Казахский народ параллельно с развитием физического воспитания детей и молодежи, уделял большое место развитию умственных способностей детей и молодежи, примером этого служит казахская национальная игра «тогыз кумалак». Изначально «тогыз кумалак»- это отображает мировоззрение казахского народа, и только со временем становится творчеством, спортом и наукой. Тогыз-кумалак - это казахская народная, настольная игра, где играют два человека. В игре используют четырехугольную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой или продолговатой формы (казан). Каждый из дух игроков имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по девять. Ходы делаются поочередно. Игрок из одной из своих лунок выкладывает по шарику в разные лунки соперника. Если количество шаров в лунке противника составляет четное число, то игрок забирает шары в свой «казан», если же нечетное, шары остаются на месте. Есть в игре как нападение, так и защита, и забрать шары у противника - не такое легкое дело. Выигравшим считается тот, кто забрал из лунок противника большее количество шаров. Если к концу игры количество шаров равно, то есть по 81 шару, игра считается ничейной. Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия, и чем быстрее вы будете считать, тем, естественно, выгоднее. Но игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Раньше, как пишут историки, игра была настолько популярной, что игроки могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется тогыз-кумалак (девяткой), потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным.

Согласно исследованиям тогыз кумалак играют уже около 4 тысячелетий, а может и более. Все традиционные игры казахов зародились благодаря развитию экономических отношений, основой является кочевой образ жизни. Эта игра получило широкое распространение в странах Средней Азии. Африканские исследователи игр утверждают, что это игра возникла еще 6 тысяч лет назад, так как в странах Африки существовала игра на подобии «тогыз кумалак», все это доказывает, что игры такого рода сформировались еще в древние времена. Исследователи предполагают, что эта игра могла носить другое значение. В этой игре можно разглядеть казахскую детскую игру «пасти овец», в ней показана как проходит жизнь ребенка и матери, их работа с раннего утра до вечера, показывая этим социально-экономическое развитие казахов. Ранее для казахских детей кумалаки были в качестве игр, кумалаки верблюдов они представляли как овцы, а овечьи были ягнятами, за которыми они ухаживали, подражая взрослым. Собирая кумалаки в одном месте, они их никому не отдавали и боролись за них. Это игра параллельно развивалась и видоизменялась с изменением жизни народа. В связи со спорами детей за обладание кумалаками во время игры, подтолкнуло родителей на усложнение игры и установление определенных правил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Решение задач методом с «конца». Решение задач на все действия с дробными числами
Вступительное слово учителя. Простейшим примером задачи, решаемой с "конца" может служить игра в лабиринты, нарисованные на бумаге, которые нужно проходить с помощью карандаша. Многие из этих лабиринтов содержат несколько возможных путей, и среди них только один верный путь, который приве ...

Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях школьного МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, искусства, на заседаниях городского МО учителей физической культуры. Форма отчета по проделанной работе Обобщение опыта работы на уровне школы и ГМО Выступления ...

Психология групп
Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода. Принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются ест ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru