По завершении обучения студент должен уметь:
1. Понимать и использовать профессионально-технологическую терминологию;
2. Применять по назначению оборудование, материалы и инструменты;
3. Использовать оборудование, материалы, инструменты, ресурсы для решения конкретной технологической проблемы;
4. Выбирать оптимальную технологию для выполнения поставленной задачи или решения проблемы;
5. Овладевать новыми технологиями через усвоение новых знаний и формирование новых навыков;
6. Обеспечивать соблюдение техники безопасности при работе с инструментами и материалами в процессе проведения занятий;
7. Оказывать первую помощь при травмах.
Для формирования названных компетенций программы обучения включают в себя общетехнические и специализированные курсы (основы электротехники, технология строительных работ, техническая документация, компьютерные технологии, техника безопасности, промышленный дизайн, деревообработка, металлообработка, текстильные, полимерные материалы и их обработка, сварочные работы, полиграфия, малярно-художественные работы, черчение, кулинария, основы косметологии и т. д.), которые составляют примерно половину общего объема программы. Единицей трудоемкости при ее освоении является кредит.
Ориентированная на формирование технологических компетенций подготовка учителей труда потребовала смены парадигмы технологий обучения, а междисциплинарная направленность образовательных программ обусловила структурную перестройку традиционных факультетов и кафедр, которые трансформируются в межфакультетские корпорации. «Передвижной состав» данных структур ориентирован на внешний запрос рынка и соответственно университетской аудитории, которая опирается на индивидуальный образовательный маршрут. Статус преподавателя и ученого также претерпевает изменения, т. к. требуются специалисты, владеющие несколькими областями знания, технологиями перенастраивания процесса обучения, полностью интегрированными в современные мультимедийные технологии. Видоизменяются отношения в векторах преподаватель – студент, что диктует новые формы бесконфликтных, «мягких» технологий обучения и управления образовательным процессом. Игровые методы преподавания, театральная техника, погружение и т. д. вкупе с мультимедийностью должны создавать ощущение удовлетворения от полноты полученного знания. Таким образом, через увеличение числа специальностей, рост междисциплинарных форм обучения, а главное – переход от квалификаций к компетенциям, выраженным в способности принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях деятельности, акцент в подготовке учителей технологии был перемещен с процесса обучения на его результат. При этом самостоятельность студентов при выборе своего образовательного пути является основным способом приобрести искомые компетенции. «Гибкие» специальности приобретаются в рамках «гибкого» учебного процесса.
Одной из важных тенденций в развитии зарубежной педагогики является новая концепция формирования различных категорий работников образования, связанных с профессиональным (трудовым) обучением (преподаватели, педагоги-воспитатели, мастера производственного обучения, преподаватели-ассистенты), их посреднической роли (тренерство, наставничество, преподавание, подготовка или руководство) в процессе обучения. Данная концепция реализуется в контексте получившей широкое признание идеи образования на протяжении всей жизни и основывается на политике партнерства. Это предусматривает сотрудничество между преподавателями учебных заведений, мастерами производственного обучения на предприятиях, представителями работодателя (государственных и частных предприятий и компаний, профессиональных ассоциаций и т. д.).
С учетом рассмотренной тенденции перспективой развития профессионального образования и обучения является обеспечение возможности приобретать и поддерживать компетенции, требуемые не только для осуществления профессиональной педагогической, но и для любой другой трудовой деятельности.
Исторически на введение в процесс обязательного обучения учащихся образовательной области «технология», обладающей характером практического действия, оказали влияние, главным образом, общественно-экономические последствия усиливающегося технического прогресса. Среди них на первое место выдвигается растущее значение труда, в частности производственного труда, и вытекающая отсюда потребность приспособления обучения школьников к требованиям жизни. Данному явлению сопутствовало все более четкое осознание значения труда для формирования личности человека. Как теоретические суждения, так и школьная практика в данной области трудовой подготовки издавна составляли существенный элемент модернизации обучения и воспитания.
Новое в образовании:
Музейная педагогика и проектная деятельность школьников
Почти век назад музейная педагогика трактовалась как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об ...
Высшее образование, «короткий» цикл
Высшее образование «короткого» цикла доступно только при наличии степени бакалавра. Его называют «коротким» циклом, потому что оно длится обычно 2 года. Это обучение пользуется спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства. Следует выделить следующие общеобразова ...
Моделирование процессов и явлений компетентностного
подхода к технологическому образованию учителя
На определенном этапе нашего исследования мы, с одной стороны, должны были абстрагироваться от некоторых конкретных явлений педагогической действительности, а с другой – строить и изучать теоретические модели, максимально соответствующие реальным условиям педагогического процесса. Значение метода м ...