С начала XVI в. вопросы использования практической деятельности в процессе образования и обучения молодежи находили отражение в педагогических взглядах многих выдающихся мыслителей (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле, Д. Лок, Ж.-Ж. Руссо), а также в попытках практического применения их в конце ХVIII-го и начале XIX-го в. (И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн).
Введение ручного труда как обязательного предмета в процесс основного общего обучения имело место в конце ХIХ-го и в начале XX-го в. в виде слойда в скандинавских странах, а также существенного составного элемента содержания обучения и воспитания в школах труда разного вида.
В зависимости от общественно-экономических условий страны вводились различные изменения, состоящие главным образом в том, что детей стали учить технологическим умениям не только по работе с древесиной, но и работе по металлу, картону, шитью и вязанию (для девочек).
Слойд и его разновидности составляли заметный элемент модернизации традиционной вербальной школы. Прогрессивным было как включение ручного труда учеников в общее образование, так и тот факт, что приобретаемые умения применялись непосредственно в их практической деятельности.
Иное направление так называемого нового образования, противостоящее традиционной школе, представляют собой возникающие начиная с ХIХ-го и ХХ-го в. дидактико-воспитательные системы под общим названием школ труда. Они выросли на почве общественно-экономических отношений и потребностей Соединенных Штатов Северной Америки и возникшего там философского направления – прагматизма.
В США, в отличие от других стран мира, технология как предмет игнорировалась в школах многие годы. Она не входила в число предметов, необходимых для изучения, чтобы получить аттестат. Но в настоящее время ситуация меняется. Ширится понимание того, что именно технология способствует формированию характера цивилизации.
В 1993 г. была поставлена задача – ввести технологическое образование школьников в учебный план. Большинство программ основаны на моделях трудовой подготовки школьников, ориентированных на нужды производства.
Важной отличительной особенностью, которую нужно учитывать при рассмотрении зарубежного опыта, является то, что изучение техники было включено в программу общеобразовательной школы намного позже, чем в нашу школу, оно проводилось в рамках самостоятельного учебного предмета и не базировалось на трудовом, политехническом обучении.
В настоящее время во всех промышленноразвитых странах мира технологическая подготовка входит в содержание общего образования. Несмотря на существенные различия национальных программ образования, они имеют общие черты, обусловленные закономерностями развития НТО, его влияния на общество, окружающую среду и на глобальные общечеловеческие проблемы.
Изучение техники в выбранных нами странах не строится на основе научно-технических теорий (исключение составляют выпускные классы). Тем самым снижается научность общетехнической подготовки и соответствие ее целям непрерывного образования.
В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г. Целями и задачами трудового обучения в дореволюционной школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами, усвоение приемов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сельских школах – главным образом сельскохозяйственный труд.
В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования.
В 1937 г. трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено, но в 1939 г. вновь был поставлен вопрос о подготовке школьников к практической деятельности.
После окончания второй мировой войны мастерские в школах были постепенно ликвидированы. Сохранилось лишь участие школьников в ремонте школьных зданий, озеленении школьных дворов, городов и поселков, в осуществлении радиофикации школ, в ремонте книг, в сборе металлолома и лекарственных растений, в работе по устройству спортивных площадок, по моделированию и изготовлению некоторых приборов. Все эти работы имели, как правило, эпизодический характер не были связаны с учебным планом школы.
Новое в образовании:
Математический кружок как форма внеклассной работы по математике
Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиад должно быть предусмотрено планом работы учителя. Участие детей носит добровольный характер. Олимпиада проводится в 3 тура. В нача ...
Особенности развития речи детей раннего возраста
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и позна ...
Исторический аспект развития проблемы этиологии речевых
нарушений
Термин «этиология» - греческий и обозначает учение о причинах (этио - причина, логос - наука, учение). Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин. Кроме то ...