Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Страница 6

В. Г. Воронцова, И. А. Колесникова в понятие «профессиональная компетентность» специалиста включают следующие компоненты: личностно-гуманная ориентация, умение системно воспринимать существующую реальность и системно в ней действовать, свободная ориентация в предметной области. Перечисленные три структурных компонента профессиональной компетентности можно дополнить еще тремя. Во-первых, компетентность проявляется в умении соотнести свою деятельность с тем, что наработано на предшествующем уровне, в способности продуктивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опытом, в умении обобщить и передать свой опыт другим. Во-вторых, в условиях постоянно меняющейся ситуации необходимым нормативным качеством специалиста становится креативность как способ бытия в профессии. И, наконец, профессионально компетентный специалист любого уровня способен к рефлексии, то есть к способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на окружающую реальность, на собственную личность.

Все названные составляющие профессиональной компетентности тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» специалиста, определяя его личностно-деятельностную характеристику, поскольку компетентность проявляется только в ходе деятельности и может быть оценена только в рамках конкретной профессии (должности).

Формирование профессиональной компетентности является приоритетной задачей высшего профессионального образования. Профессиональная компетентность – это достаточно высокий уровень профессионализма, мерило деловых качеств специалиста. Профессионализм как комплексное явление выражается в способности человека не только к творческому выполнению своих обязанностей, но и к самореализации в профессиональной деятельности собственных сущностных сил, к гармоническому сочетанию мастерства с широким мировоззренческим подходом к анализу и решению проблем.

Таким образом, высшей характеристикой профессионального развития личности, обеспечивающей ее способность к продуктивному, творчески-созидательному труду, является профессионализм как соответствие знаний, умений, навыков, а также всей ценностной системы человека уровню общественных ожиданий от данной профессии, качеству социальной и профессиональной среды. Профессионализм характеризует личностные и социальные возможности человека, его способность выбирать оптимальные и соответствующие конкретной ситуации способы деятельности, он основан на высокой квалификации, мастерстве личности, а также определяется нравственным целеполаганием трудовой деятельности.

В этом смысле понятие «профессионализм» совпадает с понятием «профессиональная компетентность» личности. Однако, по нашему мнению, нельзя говорить об их тождестве. Профессиональную компетентность личности следует рассматривать как особую форму профессионализма, один из важных этапов на пути его становления в точном смысле этого термина. Только высшее профессиональное образование не способно обеспечить формирование профессионала в полном значении этого слова.

Главным признаком профессионализма на ранней стадии развития профессиональной деятельности выступает профессиональное мастерство как способность квалифицированно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности. Профессионализм – это определенный уровень сформированности мастерства.

Профессионализм как комплексное явление выражается в способности человека не только к творческому выполнению своих обязанностей, но и к самореализации в профессиональной деятельности собственных сущностных сил, к гармоническому сочетанию мастерства с широким мировоззренческим подходом к анализу и решению проблем. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, предъявляемые к ней и ее представителям требования, ее содержание и специфику, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Новое в образовании:

Информационно-коммуникационные технологии в образовании
По своей сути любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сферах жи ...

Формирование базовой культуры личности
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническо ...

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru