Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Страница 6

В. Г. Воронцова, И. А. Колесникова в понятие «профессиональная компетентность» специалиста включают следующие компоненты: личностно-гуманная ориентация, умение системно воспринимать существующую реальность и системно в ней действовать, свободная ориентация в предметной области. Перечисленные три структурных компонента профессиональной компетентности можно дополнить еще тремя. Во-первых, компетентность проявляется в умении соотнести свою деятельность с тем, что наработано на предшествующем уровне, в способности продуктивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опытом, в умении обобщить и передать свой опыт другим. Во-вторых, в условиях постоянно меняющейся ситуации необходимым нормативным качеством специалиста становится креативность как способ бытия в профессии. И, наконец, профессионально компетентный специалист любого уровня способен к рефлексии, то есть к способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на окружающую реальность, на собственную личность.

Все названные составляющие профессиональной компетентности тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» специалиста, определяя его личностно-деятельностную характеристику, поскольку компетентность проявляется только в ходе деятельности и может быть оценена только в рамках конкретной профессии (должности).

Формирование профессиональной компетентности является приоритетной задачей высшего профессионального образования. Профессиональная компетентность – это достаточно высокий уровень профессионализма, мерило деловых качеств специалиста. Профессионализм как комплексное явление выражается в способности человека не только к творческому выполнению своих обязанностей, но и к самореализации в профессиональной деятельности собственных сущностных сил, к гармоническому сочетанию мастерства с широким мировоззренческим подходом к анализу и решению проблем.

Таким образом, высшей характеристикой профессионального развития личности, обеспечивающей ее способность к продуктивному, творчески-созидательному труду, является профессионализм как соответствие знаний, умений, навыков, а также всей ценностной системы человека уровню общественных ожиданий от данной профессии, качеству социальной и профессиональной среды. Профессионализм характеризует личностные и социальные возможности человека, его способность выбирать оптимальные и соответствующие конкретной ситуации способы деятельности, он основан на высокой квалификации, мастерстве личности, а также определяется нравственным целеполаганием трудовой деятельности.

В этом смысле понятие «профессионализм» совпадает с понятием «профессиональная компетентность» личности. Однако, по нашему мнению, нельзя говорить об их тождестве. Профессиональную компетентность личности следует рассматривать как особую форму профессионализма, один из важных этапов на пути его становления в точном смысле этого термина. Только высшее профессиональное образование не способно обеспечить формирование профессионала в полном значении этого слова.

Главным признаком профессионализма на ранней стадии развития профессиональной деятельности выступает профессиональное мастерство как способность квалифицированно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности. Профессионализм – это определенный уровень сформированности мастерства.

Профессионализм как комплексное явление выражается в способности человека не только к творческому выполнению своих обязанностей, но и к самореализации в профессиональной деятельности собственных сущностных сил, к гармоническому сочетанию мастерства с широким мировоззренческим подходом к анализу и решению проблем. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, предъявляемые к ней и ее представителям требования, ее содержание и специфику, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Новое в образовании:

Результаты констатирующего эксперимента
На втором этапе выявились особенности краткого пересказа детей с нарушением интеллекта. В ходе эксперимента было получено 12 пересказов. В результате анализа этих пересказов мы получили следующие цифровые данные, представленные в рисунке 1. Рисунок 1 - Количественные показатели передачи детьми пере ...

Стилизация творческого источника в современном костюме
Коллекции народного костюма, хранящиеся в музеях нашей страны, наглядно демонстрируют фантазию русских людей, их тонкий художественный вкус, изобретательность и мастерство. Безусловно, это стало возможным только благодаря многовековым традициям, бережно хранимым русским народом и передаваемым по на ...

Формирование базовой культуры личности
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническо ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru