Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Страница 5

Под компетентностью понимается интегративное качество личности, необходимое для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). В содержательном плане « .компетентность – это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к усиленной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны». «Компетентность специалиста с высшим образованием – это проявленные им на практике стремления и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, навыки, личностные качества и др.) для усиленной продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования».

Компетентность как интегральная характеристика личности формируется в образовательном процессе через определенный набор компетенций.

Первоначально специалистами были выделены три основные группы компетентностей:

– относящиеся к самому себе как личности;

– относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

– относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах. В дальнейшем – при разработке конкретных моделей профессиональной, личностной и социальной компетентностей – произведенной дифференциации оказалось недостаточно и на свет появились такие понятия, как метакомпетентность и ядерная (ключевая) компетентность. Метакомпетентности – это универсальные образования, лежащие в основе и являющиеся абсолютно необходимыми для формирования других видов компетентностей и компетенций. Понятие ядерных компетентностей, равно как и понятие метакомпетентностей, активно используется при построении моделей профессиональной и служебной компетентностей.

Воспользовавшись проведенной выше терминологической дифференциацией, можно дать общую картину основных компонентов системы компетентностей (рис. 1). В основании системы покоятся базовые личностные характеристики (характерологические особенности, темперамент, личностные предрасположенности). Сами по себе они не являются компетентностями, но оказывают, равно как и метакомпетентности, значительное влияние на формирование собственно компетентностей, составными частями которых считаются знания, умения и установки (отношения, диспозиции). Особую роль играют ключевые, или ядерные, компетентности (умения), поскольку они входят в качестве обязательных компонентов во все или почти все существующие модели профессиональной, социальной и личностной компетентности.

Рис. 1. Семантическое поле понятия «компетентности»

Профессиональная компетентность и профессионализм

Профессиональная деятельность осуществляется в различных конкретно-исторических условиях и имеет разное социальное наполнение. Педагогическая деятельность во многом определяется ведущей парадигмой обучения.

Профессиональная компетентность предстает как целостная системная совокупность свойств личности в единстве определенных личностных качеств, а также знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность как особый тип организации знаний представляет собой общее интеллектуальное развитие личности, сформированность базовых компонентов умственного опыта, механизмов эффективной переработки информации, индивидуальной избирательности интеллектуальной деятельности, позволяющих объективно оценивать требования окружающей действительности и максимально эффективно решать профессиональные задачи.

Личностно-социальная составляющая профессиональной компетентности наиболее полно была разработана одним из основоположников компетентностного подхода в образовании, английским социальным психологом Дж. Равеном. В своей книге «Компетентность в современном обществе» Дж. Равен формулирует компетентности, которые, по его мнению, являются фундаментом успешной профессиональной деятельности выпускника высшего учебного заведения.

Ближе всего понятие компетентность соотносится с понятием профессионализм. Когда говорят о высоком уровне профессионализма в труде, соотносят это с компетентностью. Таким образом, сущность профессиональной компетентности чаще всего выражается в сформированности комплекса качеств, отвечающих требованиям компетентного труда.

А. В. Долматов под профессиональной компетентностью понимает особую организацию знаний и умений, позволяющую эффективно действовать в профессиональной области в любых, в том числе и в экстремальных, условиях обстановки. В качестве основных характеристик (частных показателей) компетентности он выделяет следующие: – множество знаний, отвечающее условиям достаточности для продуктивной профессиональной деятельности; – системность организации и структурирования знаний, осознание реальных связей между элементами, классифицированность; таксономизированность знаний, выделенность основных узловых элементов; – релятивность (динамичность) взаимосвязей знаниевого поля, возможность обновления как содержания, так и взаимосвязей под влиянием объективных фактов; – фундаментальность знаний, определяющая роль общих принципов, идей; – методологичность, прагматизм, безобрывность связки: «знания – деятельность»; – рефлексивность знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Хроническая неуспешность и школьная тревожность – основная сфера проявления трудностей в учёбе
В период подготовки к обучению в школе или немного позже – в начале школьного обучения – происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребёнка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребёнок, который много знает, успешно учится, с лёгкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, ...

Содержание работы по оригами на уроках труда
Курс занятий по обучению оригами целесообразней осваивать в 3 этапа (примерно 4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки наз ...

Характеристика предрасполагающих факторов к возникновению речевых нарушений
М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические н психоневрологические причины. К органи ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru