Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Страница 3

Объединим наиболее принятые трактовки компетентности. С одной стороны, имеются в виду нормативные требования к деловой стороне профессии человека, с другой – это понятие означает совокупность характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда, индивидуальная характеристика степени соответствия работника требованиям профессии. В – третьих, компетентность понимается как нормативный набор психических качеств, необходимых для осознания готовности к труду, в этом случае компетентность становится внутренней характеристикой личности человека.

Компетентность обладает достаточно четкими «внешними» границами. Их можно прочертить, скажем, опираясь на круг задач, доступных для решения, или набор «рабочих ситуаций», т. е. компетенций. Компетентность проявляется в личностно-ориентированной деятельности. В ней очень сильно выражены мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. По определению И. А. Зимней, «компетентность – это основывающаяся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека» .

Как отмечает Н. А. Гришанова, «компетентность – это способность делать что-либо хорошо, эффективно, в широком формате контекстов, с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств».

Таким образом, под компетентностью следует понимать такую характеристику квалификации, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В самой трактовке компетентности специалиста отражается его способность применять научные и практические знания к предмету профессиональной деятельности.

В понятии «компетентность» отражается практическая направленность образовательного процесса. Компетентность формируется и проявляется в практической деятельности, предполагает эффективную деятельность, очевидным образом повышает эффективность решения какой-либо задачи или выполнения какого-либо действия. Она вбирает в себя как знания, умения, навыки, так и определенный уровень развития различных личностных способностей (коммуникативность, толерантность, духовность и т. д.), которые в совокупности обеспечивают высокие результаты. Высокий итоговый результат – неотъемлемая характеристика компетентности.

В ходе исследования на основе анализа литературы по проблеме установлены сущностные признаки компетентности, которые обусловлены постоянными изменения, происходящими в мире, и определяют требования к «успешному взрослому»:

1. Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.

2. Компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

Формирование профессиональной компетентности является приоритетной задачей высшего профессионального образования. Понятием «профессиональная компетентность» определяется глубина и характер осведомленности работника относительно определенной профессиональной деятельности и профессионального поля, в котором он действует, а также способность к эффективной реализации в практической деятельности своей квалификации и опыта. Профессиональная компетентность основывается на высокой квалификации, мастерстве личности. Профессиональная компетентность характеризует личностные и социальные возможности специалиста, его способность выбирать оптимальные и соответствующие конкретной ситуации способы деятельности. Профессиональная компетентность – это достаточно высокий уровень профессионализма, мерило деловых качеств специалиста.

Анализ существующих психологических концепций профессионального развития специалиста в системе профессионального образования позволил интерпретировать имеющиеся результаты научных исследований следующим образом:

Первый этап ориентирован на развитие ключевых компетентностей в контексте будущей профессиональной деятельности.

На втором этапе обучающийся «погружается» в профессиональные задачи, осваивает способы их решения, которые содействуют становлению базовой компетентности на основе ключевой.

Третий этап – этап формирования специальной компетентности на основе развитой базовой.

Затем наступает этап совершенствования специальной компетентности.

С педагогической точки зрения это означает, что весь процесс профессионального обучения строится на основе выделения такой единицы построения содержания профессионального образования, как профессиональная педагогическая задача.

При этом правомерно предположить, что базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые показывать пути их решения. Специальные же компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя конкретного предмета, преподавателя системы дополнительного образования, классного руководителя и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Средства презентации лексики
В методической литературе получил освещение ряд вопросов, связанных с работой над лексикой, в частности способы раскрытия значений ЛЕ. Однако наблюдения за педагогическим процессом обучения ИЯ показал, что проблемы в формировании лексических навыков, необходимых для говорения все же существуют. В в ...

Высшее образование, «длинный» цикл
В развитых странах практически завершено внедрение трехступенчатой модели организации стационарного послесреднего образования. Она представляет собой три более или менее самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных цикла обучения. Каждый цикл рассматривается как одна из ступеней высшего образован ...

Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе
По мнению Ж. М. Флеровой, речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье и другие, выражающие ощущение голода, боли или какого-либо дискомфорта. Они явл ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru