Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Страница 4

Именно в основе специальных компетентностей лежат предметные компетенции.

Поэтому одной из задач исследования стало определение состава специальной компетентности учителя технологии.

Вопросы профессиональной компетентности специалиста привлекают внимание современных зарубежных ученых (G. Moskowitz, R. L. Oxford, R. C. Scarcella, E. W. Stevick, E. Tarone, G. Yule). Как показывает анализ исследований данной проблемы в ведущих зарубежных странах (США, Англия, Германия, Франция), в требованиях к современному работнику происходит смещение акцента от формальных факторов его квалификации и образования к социальной ценности его личностных качеств.

В американской социальной науке разработана модель «компетентного работника», получающая все большее распространение в мире труда, выделяющая такие индивидуально-психологичеекие качества специалиста, как дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, стремление к саморазвитию (Д. Ж. Мерилл, Д. Юл, И. Стевик). Мы полагаем, что саморазвитие – это не только осознанный процесс формирования профессионального мастерства, индивидуального стиля учителя, самообразования и самосовершенствования, но и мотивированный, целенаправленный, свободный выбор и стремление достичь желаемого уровня профессиональной компетентности.

В американской теории «компетентного работника» важнейшим компонентом его квалификации становится умение быстро и бесконфликтно адаптироваться к конкретным условиям труда, поэтому большое место отводится разработке методов и способов формирования профессионально компетентного работника в той или иной области современного производства.

В психолого-педагогических исследованиях понятие «компетентность» не имеет однозначного толкования, прежде всего в виду сложности данной категории как отражения личностных качеств, моделей поведения современного человека. Авторы выделяют разные характеристики понятия. Компетентный человек – знающий, осведомленный, авторитетный. Под компетентностью понимаются: освоенные способы деятельности или опыт (Т. А. Степанова); общие (универсальные) способности и умения (Дж. Равен, К. Г. Митрофанов); мера включенности человека в деятельность (Б. Д. Эльконин); способность к деятельности (Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова); способность действовать на основе полученных знаний, позволяющая эффективно решать проблемы и типичные задачи (С. Е. Шишов, К. А. Кальней, И. Д. Фрумин, Л. М. Долгова, Л. М. Митина); «интегральную характеристику личности, определяющую ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей». Компетентность современного специалиста, по мнению многих ученых, диктуется особенностями современной динамики информационного общества и должна основываться на развитии интегративных способностей человека синтезировать и осуществлять нововведения контекстуального характера, постоянно совершенствовать знания и адаптироваться к изменениям в социальной и профессиональной сфере.

Несмотря на различие взглядов, все ученые сходятся во мнении, что понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков, не является их суммой, так как включает все стороны деятельности: знаниевую, операционно-технологическую, ценностно-мотивационную.

Каково же соотношение понятий «компетенция» и «компетентность»? Как уже отмечалось, в сфере образования понятие «компетенция», помимо профессиональных категорий, включает в себя также психологические характеристики личности. В связи с этим ответ на поставленный вопрос необходимо, на наш взгляд, искать в сфере профессиональной деятельности выпускника вуза с учетом приобретенных им возможностей предъявления навыков социального и культурного общения, т. е. сформированных образованием внутренних качеств человека.

«Компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных деятельностных проявлениях», – подчеркивает И. А. Зимняя. Иными словами, компетенция может быть понята как некоторый образ, программа, сценарий, правила, а компетентность – как актуализация, актуальная реализация этой потенции личностью, но неизбежно включает в себя такие личностные образования, как уровень притязаний, направленность, целеполагание, эмоционально-волевая регуляция, ценностно-смысловые отношения и др. В таком толковании понятие «компетентность» гораздо шире по содержанию, чем понятие «компетенция». Оно включает, наряду с когнитивно-знаниевой, еще и мотивационный, отношенческий и регулятивный компоненты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Значение предметно-практической деятельности в коррекционной системе обучения детей с нарушением слуха
В 1972 году все школы перешли на новые программы с использованием ППД. К этому времени под руководством С.А. Зыкова были созданы методические пособия, разработки уроков по ППО, велась работа по созданию учебников нового поколения. К настоящему времени собран большой материал по методике и организац ...

Деятельностное познание мира средствами оригами
«Как работают руки, так думает голова» А.В. Луначарский. Исходя из концепции Луначарского, что ручной труд опережает все другие занятия в школе, или, по крайней мере, начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностям ...

Из истории создания дисциплины ПФСС. Интегративный характер и место ПФСС в комплексе дисциплин предметной подготовки
С момента создания факультетов физического воспитания (в дальнейшем физической культуры, физической культуры и спорта) в педагогических институтах (1946) в учебных планах был факультатив "Повышение спортивного мастерства" (ПСМ), основная задача которого состояла в повышении уровня спортив ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru