Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Страница 2

Язык компетенций используется в образовательных программах в качестве языка описания академических и профессиональных профилей. Как отмечается в проекте Tuning, «средства языка компетенций позволяют также описать общие опорные точки для различных предметных областей, предлагая некую непредписывающую систему координат для академического сообщества (речь идет прежде всего о предметных компетенциях)». Таким образом, понятие «компетенции» включает в себя знание и понимание (теоретическое знание в академической области, способность знать и понимать), знание как действие (практическое и оперативное применение знаний в конкретной ситуации), знание как бытие (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни в социальном контакте).

В литературе выделяют предметно-специализированные и общие компетенции. Предметно-специализированные компетенции относятся к предметным областям, которые обеспечивают своеобразие конкретных образовательных программ при соблюдении единственно важного принципа: результат образования – обеспечение компетентности выпускника в обозначенной сфере деятельности. Общие – связаны с широким спектром личностных качеств, необходимых для реализации предметных компетенций, т. е. характеризуют личностные качества обучаемого. В проекте Tuning перечень общих компетенций включает 30 наименований, разбитых на три основные группы: инструментальные, межличностные и системные компетенции.

В свою очередь каждая из данных групп компетенций может быть дифференцирована на конкретные компетенции, определяющие приобретаемые в процессе обучения умения, способности и навыки.

Российский специалист по проблеме компетентностного подхода к образованию И. А. Зимняя выделяет 10 основных компетенций, которые объединены в 3 группы. Одна из них:

Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их осознание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

– компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение интернет-технологиями [106].

Итак, термин «компетенция», так же как и термин «квалификация», служит для обозначения интегрированных качеств выпускника вуза, т. е. характеризует результат процесса образования. Каково же добавочное значение компетенций по отношению к квалификации, обусловливающих компетентность специалиста?

Немецкий исследователь Дж. Еспенбек рассматривает компетенцию как «диспозицию самоорганизации», акцентируя внимание на формировании «внутренних», личностных качеств выпускника. По его мнению, в компетенции способности, готовности и знания оказываются связанными относительно ценностей и реализуемыми посредством волевых импульсов. С точки зрения Дж. Еспенбека, сегодня человек функционирует в постоянно меняющемся пространстве и компетенции выступают важным персональным ресурсом. Специалисты отмечают, что в отличие от профессии компетенция отвечает требованиям «плавающих профессиональных границ», динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей, хотя она не исключает требований высокого профессионализма в конкретных предметных областях.

Нынешний этап изучения компетенций специалиста есть этап дифференциации, анализа (выявления важных для общества компетенций и их групп). В будущем этап анализа, дифференциации компетенций, по-видимому, неизбежно должен смениться этапом их синтеза, интеграции.

В специальной литературе понятие компетентность имеет широкий спектр определений. В некоторых работах компетентность соотносится с высоким уровнем овладения знаниями, позволяющими человеку судить о чем-то, высказывать авторитетное мнение, выступать в роли авторитетного эксперта. Оно описывается как психическое состояние, обеспечивающее самостоятельную и ответственную активность, сочетание психических качеств, позволяющих умело выполнять определенные профессиональные действия, способность к высокопроизводительному труду, доскональное знание своего дела и пр.

Сущность и содержание компетентности рассматривается в русле разных отраслей знаний: в системной методологии, социологии, психологии (психологии управления, педагогической психологии), акмеологии. В содержание этого понятия многие авторы включают социальные, индивидуально-автобиографические, культурологические и другие характеристики. При анализе специальной литературы нами выявлено более трех десятков видов компетентности: профессиональная, концептуальная, деловая, психологическая, социокультурная, лингвистическая, методическая, коммуникативная, рефлексивная, управленческая, психолого-педагогическая, технологическая и пр. Как видно из этого перечня, классификация видов компетентности строится на разноприродных основаниях, что затрудняет ее распознавание. Понятие «компетентность» (лат. competentia, от compete – совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Основные направления социальной работы с запущенными детьми
Они определяются прежде всего проблемами, возника­ющими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно до­биться хороших результатов. Хотя направле­ния работы зафиксированы в квалификаци­онной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объя ...

Из истории создания дисциплины ПФСС. Интегративный характер и место ПФСС в комплексе дисциплин предметной подготовки
С момента создания факультетов физического воспитания (в дальнейшем физической культуры, физической культуры и спорта) в педагогических институтах (1946) в учебных планах был факультатив "Повышение спортивного мастерства" (ПСМ), основная задача которого состояла в повышении уровня спортив ...

Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru