Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»

Страница 2

Язык компетенций используется в образовательных программах в качестве языка описания академических и профессиональных профилей. Как отмечается в проекте Tuning, «средства языка компетенций позволяют также описать общие опорные точки для различных предметных областей, предлагая некую непредписывающую систему координат для академического сообщества (речь идет прежде всего о предметных компетенциях)». Таким образом, понятие «компетенции» включает в себя знание и понимание (теоретическое знание в академической области, способность знать и понимать), знание как действие (практическое и оперативное применение знаний в конкретной ситуации), знание как бытие (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни в социальном контакте).

В литературе выделяют предметно-специализированные и общие компетенции. Предметно-специализированные компетенции относятся к предметным областям, которые обеспечивают своеобразие конкретных образовательных программ при соблюдении единственно важного принципа: результат образования – обеспечение компетентности выпускника в обозначенной сфере деятельности. Общие – связаны с широким спектром личностных качеств, необходимых для реализации предметных компетенций, т. е. характеризуют личностные качества обучаемого. В проекте Tuning перечень общих компетенций включает 30 наименований, разбитых на три основные группы: инструментальные, межличностные и системные компетенции.

В свою очередь каждая из данных групп компетенций может быть дифференцирована на конкретные компетенции, определяющие приобретаемые в процессе обучения умения, способности и навыки.

Российский специалист по проблеме компетентностного подхода к образованию И. А. Зимняя выделяет 10 основных компетенций, которые объединены в 3 группы. Одна из них:

Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их осознание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

– компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение интернет-технологиями [106].

Итак, термин «компетенция», так же как и термин «квалификация», служит для обозначения интегрированных качеств выпускника вуза, т. е. характеризует результат процесса образования. Каково же добавочное значение компетенций по отношению к квалификации, обусловливающих компетентность специалиста?

Немецкий исследователь Дж. Еспенбек рассматривает компетенцию как «диспозицию самоорганизации», акцентируя внимание на формировании «внутренних», личностных качеств выпускника. По его мнению, в компетенции способности, готовности и знания оказываются связанными относительно ценностей и реализуемыми посредством волевых импульсов. С точки зрения Дж. Еспенбека, сегодня человек функционирует в постоянно меняющемся пространстве и компетенции выступают важным персональным ресурсом. Специалисты отмечают, что в отличие от профессии компетенция отвечает требованиям «плавающих профессиональных границ», динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей, хотя она не исключает требований высокого профессионализма в конкретных предметных областях.

Нынешний этап изучения компетенций специалиста есть этап дифференциации, анализа (выявления важных для общества компетенций и их групп). В будущем этап анализа, дифференциации компетенций, по-видимому, неизбежно должен смениться этапом их синтеза, интеграции.

В специальной литературе понятие компетентность имеет широкий спектр определений. В некоторых работах компетентность соотносится с высоким уровнем овладения знаниями, позволяющими человеку судить о чем-то, высказывать авторитетное мнение, выступать в роли авторитетного эксперта. Оно описывается как психическое состояние, обеспечивающее самостоятельную и ответственную активность, сочетание психических качеств, позволяющих умело выполнять определенные профессиональные действия, способность к высокопроизводительному труду, доскональное знание своего дела и пр.

Сущность и содержание компетентности рассматривается в русле разных отраслей знаний: в системной методологии, социологии, психологии (психологии управления, педагогической психологии), акмеологии. В содержание этого понятия многие авторы включают социальные, индивидуально-автобиографические, культурологические и другие характеристики. При анализе специальной литературы нами выявлено более трех десятков видов компетентности: профессиональная, концептуальная, деловая, психологическая, социокультурная, лингвистическая, методическая, коммуникативная, рефлексивная, управленческая, психолого-педагогическая, технологическая и пр. Как видно из этого перечня, классификация видов компетентности строится на разноприродных основаниях, что затрудняет ее распознавание. Понятие «компетентность» (лат. competentia, от compete – совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Природа и сущность процесса обучения
Научное обоснование природы и сущности процесса обучения ведет свою историю от Я.А. Коменского, который выдвинул идею природосообразности обучения, т.е. его зависимости и производности от законов природы. Сравнивая человека и животных по способам приспособления, Я.А. Коменский пришел к выводу, что ...

Основа содержания нравственно – патриотического воспитания
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравствен ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru