Сущность понятий «творчество» и «детское творчество» в современной науке

Страница 1

Проблема развития творческих способностей многогранная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются различные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика.

Рассмотрим понятия «творчество» и «детское творчество».

Творчество – явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизиологическими предпосылками; изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле означает «искать, изобретать и создать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном».

Творчество – это продукт, форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений. Творчество предполагает точность наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное направление, эмоциональный подъем, яркое воображение.

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму «специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество».

Для творчества решающее значение имеет не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий – необходимое условие психологического уровня организации творчества.

В психологии творчество изучается как психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом научного изучения с изобретением текстов и методик их обработки и анализа. Основоположником этого направления стал Ф. Гальтон.

В 1865 году Ф. Гальтон говорил о необходимости резко улучшить способности людей. Он изучал родословные выдающихся людей, и результаты изучения были такими, что ровно половина из числа наиболее знаменитых людей имеет одного или нескольких выдающихся родственников. Гальтон истолковал это как доказательство своей теории наследственного происхождения таланта.

Интерес к исследованию психологических аспектов творчества резко вырос в середине ХХ века. Разрабатываются новые системы тестов для определения творческих признаков личности. Особая роль придается воображению, дивергентному мышлению (расходящемуся в различных направлениях), гибкости ума, а также внутренней мотивации творчества (Х. Леман, У. Деннис, США). Разрабатываются методики стимуляции группового творчества. Предпринимаются попытки технического моделирования процесса и открытия нового знания (эвристика – наука, изучающая эвристическую деятельность; раздел науки о мышлении). Основным объектом является творческая деятельность. Эвристика развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации, важнейшие проблемы – задачи, связанные с моделями понятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирования описаний внешнего мира (на основе классификаций типа периодической системы или систематики К. Линнея).

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Сущность творческой деятельности учащихся профессионально-технических училищ
Решение педагогических проблем развития творчества немыслимо без учета закономерностей формирования творческого мышления и на их основе разработки методики, содержания и оптимальных путей обучения творчеству. В качестве главного критерия творчества зачастую выдвигается только результат деятельности ...

Результаты констатирующего эксперимента и его анализ
Во время проведения эксперимента были изучены анкетные и анамнестические данные, неврологический статус, состояние интеллекта, слуха, зрения. При изучении общего анамнеза выяснилось, что возраст матери к моменту рождения ребенка у детей контрольной группы (русской национальности) 51% составлял до 2 ...

Подготовка, проведение экспериментальной работы
На основе анализа программ, учебного материала, научной литературы нами был сделан вывод о том, что при систематическом использовании на уроках географии межпредметные связи имеются большие возможности для повышения качества обучения. В порядке экспериментальной работы мы решили выявить уровень зна ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru