Сущность понятий «творчество» и «детское творчество» в современной науке

Страница 1

Проблема развития творческих способностей многогранная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются различные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика.

Рассмотрим понятия «творчество» и «детское творчество».

Творчество – явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизиологическими предпосылками; изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле означает «искать, изобретать и создать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном».

Творчество – это продукт, форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений. Творчество предполагает точность наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное направление, эмоциональный подъем, яркое воображение.

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму «специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество».

Для творчества решающее значение имеет не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий – необходимое условие психологического уровня организации творчества.

В психологии творчество изучается как психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом научного изучения с изобретением текстов и методик их обработки и анализа. Основоположником этого направления стал Ф. Гальтон.

В 1865 году Ф. Гальтон говорил о необходимости резко улучшить способности людей. Он изучал родословные выдающихся людей, и результаты изучения были такими, что ровно половина из числа наиболее знаменитых людей имеет одного или нескольких выдающихся родственников. Гальтон истолковал это как доказательство своей теории наследственного происхождения таланта.

Интерес к исследованию психологических аспектов творчества резко вырос в середине ХХ века. Разрабатываются новые системы тестов для определения творческих признаков личности. Особая роль придается воображению, дивергентному мышлению (расходящемуся в различных направлениях), гибкости ума, а также внутренней мотивации творчества (Х. Леман, У. Деннис, США). Разрабатываются методики стимуляции группового творчества. Предпринимаются попытки технического моделирования процесса и открытия нового знания (эвристика – наука, изучающая эвристическую деятельность; раздел науки о мышлении). Основным объектом является творческая деятельность. Эвристика развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации, важнейшие проблемы – задачи, связанные с моделями понятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирования описаний внешнего мира (на основе классификаций типа периодической системы или систематики К. Линнея).

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Психология групп
Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода. Принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются ест ...

Техника анализа урока
Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизи ...

Понятие коммуникативная компетентность
Наиболее часто формулируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации». Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. C.Е. Шишов связывает компетентностный по ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru