Формирующий эксперимент

Страница 6

В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что основные трудности формирования грамотного письма детей с дисграфией основывались на применении ими семантико-синтаксического принципа орфографии, т.е. при использовании строчных и прописных букв.

Наблюдались ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия у детей с дисграфией, а также ошибки, связанные с применением традиционного принципа (написание ОГО-ЕГО).

Для развития орфографической зоркости детей с дисграфией нами была разработана коррекционно-развивающая программа, в основу которой была положена методика О.Б. Иншаковой.

В ходе повторной диагностики была подтверждена эффективность применяемой нами методики: барьер низкого уровня орфографической зоркости преодолен (0-человек).На среднем уровне осталось два человека. На высоком уровне развития орфографической зоркости по-прежнему один ребенок.

Известно, что у детей с нарушением письменной речи отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы, то работа по устранению дефектов письменной речи должна строиться с учетом формирования всех недостающих звеньев, которые помогают детям правильно усвоить письмо. От согласованной работы четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного, зависит установление новых связей между словом видимым и записываемым, а также развитие орфографического навыка и орфографической зоркости.

Любые отклонения в развитии орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых детьми ошибок при письме. Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, и в других упражнениях, а при систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка.

Поэтому при коррекции письменной речи у детей с дисграфией необходимо использование различных методов и приёмов, позволяющих развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез слов и предложений, совершенствовать зрительный и речедвигательный анализаторы, память, внимание и мышление, а также такие компоненты письменной деятельности, без которой будет невозможно научить ребенка вовремя обнаружить и опознать орфограммы.

Только своевременная коррекционная работа помогает ребенку правильно усвоить правила грамматики и орфографии, повышает успеваемость и способствует успешной адаптации к школе и сверстникам, снижает риск поведенческих отклонений.

С этой целью нами была создана программа коррекции орфографической зоркости у детей с дисграфией. В её основу положена методика О.Б.Иншаковой, дополненная тремя сериями заданий на развитие орфографической зоркости, на формирование фонематического и зрительного восприятия.

Коррекционная работа проводилась в течении 3-х месяцев на логопункте общеобразовательной школы №7 города Шуи.

В эксперименте принимали участие три ученика четвертого класса.

Коррекционно-развивающая программа, предложенная нами являлась основным средством развития орфографической зоркости учащихся четвертого класса с дисграфией.

Наблюдались заметные улучшения показателей орфографической грамотности. Зафиксировано: один ребенок с низкого уровня развития орфографической зоркости перешел на средний уровень.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования нашла подтверждение.

Систематическая работа по коррекции развития орфографической зоркости осуществила положительную динамику грамотного письма.

Предложенная нами программа коррекции развития орфографической зоркости может оказать помощь логопедам, студентам по специальности «Логопедия».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Новое в образовании:

Анализ практической деятельности по организации свободного времени подростков в детском оздоровительном лагере
Учреждения сферы каникулярного (летнего) отдыха – это уникальная воспитательная и социокультурная система, обладающая такими специфическими особенностями, как интенсивность форм проживания и общения, кратковременность существования детского и педагогического коллективов, комплексности применения пс ...

Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения декоративной резьбе по дереву
При резании древесины по наклонной линии против направления волокон срез получается нечистый, с заколами и задирами (рис. 1, А, Б). Срез поперек волокон или срез под прямым углом к направлению слоя древесины получается менее блестящим и гладким, чем в первом случае, но вполне пригодным для лицевой ...

Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячих детей
Речевая деятельность, являющаяся процессом общения посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то же время является специфически обобщенной формой отражения действительности. Речевая компенсация ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru