Последовательность и приемы работы над лексикой

Страница 5

Грамматика.

3) В таком случае вместо привычного определения ЛЕ (лексической единицы) правомернее было бы взять определенные «учебнолексемно-семантические единицы» (УЛСЕ). УЛСЕ может состоять из одного, двух, трех и более слов, вплоть до предложения, может быть простым, сложным, производным. В плане содержания значения УЛСЕ также весьма неоднородна.

4) В процессе отбора УЛСЕ учитываются различные функциональные характеристики единицы. Этими характеристиками должны воспользоваться учителя при подготовки УЛСЕ к презентации и активизации. От того, как грамотно учитель осмыслит особенности каждого УЛСЕ зависит правильный выбор способа семантизации.

5) Существуют несколько способов раскрытия значения слова в зависимости от характеристики УЛСЕ, развиваемого навыка и других факторов: наглядный, дефиниция, синонимия, антонимия, этимологический анализ (сложных слов), анализ словообразующих элементов (производных слов), опору на интернационализмы, толкование, контекст или перевод однако это лишь первый шаг на пути формирования лексического навыка.

6) В состав лексических правил (ЛП) включаются правила словообразования, семантики, сочетаемости и стилистического правила. Правила словообразования подразумевают под собой экспликации семантических признаков словообразовательных элементов, сгруппированные по сходству выражаемых значений.

Очень важными и достаточно сложными являются сочетательные механизмы УЛСЕ: смысловая совместимость единиц и синтаксическая оформленность сочетаний слов. Правила соединения слов учитывают сочетаемость смыслов, выраженных словами в соответствии с прагматичной установкой текста.

Семантическая сложность словесных знаков модно снять путем двукратного означивания:

а) первичное означивание в системе языка,

б) вторичное означивание в речи.

Означивание УЛСЕ на уровне системы языка касается ее основного, общего значения. Означившие УЛСЕ на уровне речи касаются ее периферических сем, коннотативных значений.

7) Лексические правила в отличие от грамматических, не могут охватить большое количество слов, обобщая их по каким-то сходным закономерностям, не могут систематизировать их для действий по аналогии, поскольку у каждой УЛСЕ почти индивидуальные характеристики.

8) В данной главе представлены и описаны 3 способа презентации лексической единицы, наиболее оригинальные и, по нашему мнению, эффективные:

- использование ситуации с самого начала ознакомления с лексикой, где ситуации призваны создавать коммуникативный фон. Коммуникативный фон будет постепенно, последовательно раскрывать сферу применения ЛЕ, иллюстрируя «коммуникативные возможности» вводимых слов. Прочность усвоения слова зависит от того, установлены ли многообразные связи нового слова с изученными. Новая лексика будет запоминаться лучше, если она будет вступать в ассоциативные связи с ранее изученными словами.

- использование наглядности. При этом наглядность не должна сводиться к простой демонстрации картинок и предметов. Этот прием должен задействовать неречевое мышление учащихся для реализации беспереводного обучения. Благодаря этому ученик может осмыслить предметы и их соотношение, не прибегая к родному языку и тем самым оставляя речевой механизм для иностранного языка. Целесообразно разделить средства наглядности на 2 группы: а) наглядность 1-го плана - это непосредственное экстралингвистическое окружение учащегося во время учебного процесса и б) наглядность 2-го плана - картинки, кроки, фланеграф и магнитная доска.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Организация уроков оригами
Цели: Обучающие: работа с бумагой; выполнение последовательных действий в рамках технологического алгоритма; пропедевтика основ геометрических понятий. Развивающие: навыки мелкой моторики; пространственно-ассоциативное мышление, концентрации мышления; коммуникативных способностей. Воспитательные: ц ...

Условия и средства развития художественно-творческих способностей
Употребляя словосочетание «способные дети», мы тем самым подчеркиваем, что существует некая особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что такой ...

Соотношение обучения и развития личности
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, перео ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru