Исследование уровня сформированности игровой компетентности у дошкольников с задержкой психического развития 5-6 лет

Педагогика сегодня » Игра как одно из средств социализации дошкольников с задержкой психического развития » Исследование уровня сформированности игровой компетентности у дошкольников с задержкой психического развития 5-6 лет

Страница 4

Основной контингент дошкольной группы детского дома для детей с ограниченными возможностями в развитии – дети с задержкой психического развития.

Характеризуя детей с ЗПР, Л.С. Выгодский, И.Ф. Лурия выделяют ряд существенных отличительных особенностей их от нормально развивающихся детей. Так для детей с ЗПР характерно недоразвитие познавательных интересов, что выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. При ЗПР оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Им требуется больше времени, чтобы воспринять предлагаемый ему материал (картинку, текст). Замедленность восприятия связано с тем, что они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями. Специфично мышление детей с ЗПР. Они проводят анализ предметов бессистемно, пропускают важные свойства, выделяют лишь самые заметные части. Ярко проявляются специфические черты мышления в операции сравнения, особенно сложно для них установления сходства. Отличительной чертой мышления детей с ЗПР является непрактичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок, не понимают своих неудач, и довольны собой, своей работой, начинают выполнять работу, не дослушав инструкции взрослого, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия. Слаба у этой категории детей и память. Из-за непонимания логики событий, воспроизведение у детей ЗПР носит бессистемный характер, они не умеют пользоваться приемами запоминания и припоминания, для них характерна эпизодическая забывчивость, что связано с переутомлением нервной системы, из-за общей ее слабости, истощаемости. Эмоциональная волевая сфера детей с ЗПР отличается недоразвитием, незрелостью, малой связью чувств с разумом. Характерной чертой является неустойчивость эмоций, беспричинная смена настроения. Переживания их неглубоки, велика внушаемость, слабы собственные намерения и побуждения.

Выше приведенная характеристика детей с ЗПР касалась детей, растущих в семье, что же касается детей с ЗПР, растущих вне семьи, в условиях детского дома, то у них симптоматика ЗПР проявляется ярче, недоразвитие проявляется сильнее, осложнено социальным недоразвитием. Уже в силу социального статуса – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных семей – это особые дети. Их отличает низкий уровень физического развития (рост, вес и пр.), ослабленное здоровье, «букет» хронических заболеваний. Общим для них является наличие органических нарушений головного мозга, ЦНС и осложнения неврологической симптоматики. Эти дети практически не умеют играть, а так как на основе сформированной игровой деятельности формируется учебная деятельность, то создаются предпосылки к неготовности к школе.

Все вышесказанное убеждает в необходимости как можно более раннего педагогического вмешательства с целью оказания своевременной комплексной психолого – педагогической и медикаметозной помощи. Одним из возможных направлений коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с ЗПР в условиях детского дома – это специальные занятия по обучению игре.

У дошкольников с ЗПР очень слабо выражена игровая деятельность. Такие дети либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте – в игровом уголке), но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается), при этом игровой замысел отсутствует, т.е. ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры. Дошкольники часто неправильно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий. Дошкольники с ЗПР демонстрируют неумение использовать знаки – заместители или предметы заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для изучения звука, он не может стать человечком или ракетой).

Таким образом, игра важна для развития любого ребёнка, особенно - для развития ребенка с ограниченными возможностями. Учебная же программа, которой пользуются педагоги детского дома, не предусматривает подобных занятий, что явно снижает эффективность учебно – воспитательного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования Дымковской игрушки
Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор наиболее эффективного способа формирования технических навыков и умений на занятиях лепки с использованием Дымковской игрушки, как средство развития творческих способностей. Выбор Дымковской игрушки не случайный, т.к. именно яркость, обра ...

Содержание и условия проведения эксперимента
На основе теоретических положений, выдвинутых в двух первых главах дипломной работы, был поставлен эксперимент на уроках английского языка в 6«л» классе, школы №37 г. Махачкалы. В эксперименте приняли участие 2 языковые группы количеством 7 человек каждая. Задачей эксперимента являлось проверить эф ...

Программа работы социального педагога с родителями
Комплексная программа по педагогическому просвещению родителей проводилась в Хальчанской общеобразовательной школе Ветковского района Гомельской области. Участие в этой программе приняли 35 родителей. Пояснительная записка Cовершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспита ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru