Наша школа до сих пор страдает глубоким дуализмом, нельзя не заметить, что до сих пор её учебный план распадается на две большие непримиримые группы. С одной стороны науки естественные, науки о природе, с другой – науки гуманитарные, науки о духе. Ученики воспитываются и обучаются в том, может быть, бессознательном убеждении, что это и есть в действительности два разных мира. И только труд как предмет воспитания с опорой на предметно – практическую деятельность позволяет психологически объединить то и другое, потому что, с одной стороны, он как процесс, происходящий между человеком и природой, всецело опирается на естествознание, а с другой как процесс координации социальных усилий является базой для гуманитарных, социальных наук. Это единственный "предмет", который представляет объект изучения тех и других.
И наконец, в том бесконечном смешении научных истин, которые преподносятся ученику, не сможет разобраться и опытный философ – методолог. Научные истины в школьном курсе сваливаются в кучу в полном смысле слова, и ни один хитроумнейший педагог не сможет объяснить, какая связь между русскими склонениями, наполеоновскими войнами, и законами электролиза. Все эти "проблемы школы" легко преодолеваются при трудовом обучении, которое, во – первых, синтезирует и объединяет все предметы, во вторых, дает им практический наклон и употребление и, наконец, в – третьих, раскрывает сам процесс нахождения истины и её движение после того, как она уже найдена.
Предметно-практическое обучение является прочной основой для трудового воспитания глухих детей. На уроках предметно практического обучения учащиеся знакомятся с разнообразными инструментами и материалами, овладевают отдельными трудовыми операциями, приемами планирования своей практической деятельности, усваивают основы культуры и труда и элементы техники безопасности. Наряду с общим развитием речи у детей накапливается словарь специальных и технических терминов. Важным является формирование умений работать индивидуально, парами, бригадами, коллективно, оказывая друг другу помощь, работать целенаправленно, аккуратно выполнять трудовые операции, создавать красивые изделия. В процессе предметно – практической деятельности, организованной на коллективных началах, создаются мотивированные условия для реализации потребности глухих детей в общении. В речи детей появляются более сложные типы высказываний, содержащих объяснение, рассуждения, доказательства.
Стало более чем очевидно не только исключительно важная роль предметно - практического обучения как специфического средства трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста, но и его место, и назначение в специальном обучении. Выяснилось, что мы имеем дело не с частным методическим приемом, который, по усмотрению педагога, может быть использован, и даже не с системой приемов, а со значительно более существенным явлением. Достаточно широко развернутое, приведенное в определенную систему предметно – практическое обучение представляет собой специфический учебный предмет со своим довольно богатым содержанием, развивающим учащихся одновременно в разных планах.
Новое в образовании:
Ловкость
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного ...
Обучение декоративному рисованию
Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами и имею непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений, площадей, парков и т.д. Художественные произведения народных масте ...
Организация контроля знаний по информатике в старших
классах на основе тестирования
В настоящее время среди психологов и педагогов существуют различные точки зрения на целесообразность применения тестов в школьном обучении. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью их применять. Принципиально недопустимо использоват ...