Рисунок 2.1 - Сравнительный анализ зрительной памяти дошкольников обеих групп
Из гистограммы видно, что в группе дошкольников с ОНР только 1 ребенок с высоким уровнем развития зрительной памяти. В то время, как в группе детей с нормой речевого развития нет детей с низким уровнем зрительно памяти. Это говорит о том, что у большинства детей с нормой речевого развития хорошо развита зрительная память, им проще мыслить образами. Так же во время проведения диагностики было замечено, что эти дошкольники пользуются логическими приемами запоминания.
Для проверки данных нами была использован метод математической статистики Метод χ2 ("хи-квадрат"). Этот статистический метод используется для обработки качественных данных. С его помощью можно проверить, существует ли достоверное различие между числом людей, справляющихся или нет с заданиями, например, теста, и числом этих же людей, получающих при обучении высокие или низкие оценки. Так как у нас есть две выборки и особенности овладения речью у них распределяется по трем уровнем, мы посчитали, что метод χ2 будет оптимальным методом математической статистики. Так как у нас идет сравнение двух выборок, мы использовали следующую формулу:
, где f i’, f i’’ - частоты двух сопоставляемых выборок.
f i’ - дошкольники с нормой речевого развития
f i’’ - дошкольники с ОНР.
Определим, значимо ли различие частот в этих двух группах. Вычисление χ 2 проводим по формуле сравнения эмпирических выборок:
Таблица 2.4 - Математическая обработка данных
f i’ |
f i’’ |
|
|
|
| |
Высокий уровень |
11 |
1 |
10 |
100 |
12 |
8,3 |
Средний уровень |
9 |
8 |
1 |
1 |
17 |
0,05 |
Низкий уровень |
8 |
11 |
-11 |
121 |
11 |
11 |
∑=19,3 х2=19,3 |
Полученная сумма сравнивалась с табличным значением и с учетом числа степеней свободы k, определяемого как уменьшенное на единицу количество сопоставляемых разрядов f i.
В результате обработки данных мы получили ∑=19,3, следовательно х2=19,3.
Так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное, то существуют значительные различия между частотами в двух группах испытуемых. Что и следовало доказать.
Новое в образовании:
Рекомендации по совершенствованию процесса развития
творческих способностей подростков путем создания фотовыставки в сфере
дополнительного образования
С целью совершенствования творческих способностей подростков нами был разработан проект фотовыставки. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереального, ...
Какие примеры используются в процессе воспитания
В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры. 1. Это прежде всего лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вызывают глубокое уважение научные свершения Н.И. Лобаческого, Д.И. Менделеева, К.Э. Цио ...
Выявление межпредметных связей и способы их реализации
Межпредметные связи широко используются в профессионально-технических училищах с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В то же время многие из учащихся, зачастую не умеют применять при решении творческих технических задач знания, полученные на уроках, что объясняется не раз ...