Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития непосредственной памяти, так как чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников.

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накаливает ее. В течение жизни мы узнаем что-то новое и сохраняем информацию благодаря памяти. С.Л. Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой существо мгновения, а по словам И.М. Сеченова он постоянно находился бы в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом.

Важнейшую роль в развитии памяти играет мышление, в первую очередь формирование понятий. Л.С. Выготский утверждал, что "для ребенка раннего возраста мыслить, значит вспоминать, для подростка вспоминать - значит мыслить". С возрастом меняется не только структура самой памяти, но и ее место в ряду других психологических функций. Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, развитие памяти ребенка идет от ассоциативно-механической к логической.

Не все виды памяти одинаково развиваются у людей здоровых, обычных и имеющих отклонения в развитии. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. В связи с этим, мы выбрали тему своей работы "Особенности зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР III ур. р. р. ст. форма дизартрии II-III".

Работе механизмов памяти, различным эффектам ее функционирования посвящено огромное количество психологической литературы. И это неудивительно, ведь уже на заре научной психологии мнемические процессы стали предметом многочисленных исследований А.Н. Белоус, Е.В. Гордона, Л.М. Житникова. Л.В. Занкова, П.И. Зинченкоа, Н.В. Захарюта, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирновой и др.

Актуальность изучения. С каждым годом для ребенка появляется необходимость усваивать все большее количество информации. Овладение зрительной памятью является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Объект исследования: зрительная память детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III ур. р. р.

Предмет исследования: особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III ур. р. р.

Цель исследования: изучить особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III ур. р. р.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить и сравнить особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с общим недоразвитием речи III ур. р. р. и дошкольников с нормой речевого развития.

3. Подобрать упражнения, направленные на развитие зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III ур. р. р.

Гипотеза: у старших дошкольников с дизартрией овладение зрительной памятью недостаточно развито по сравнению со сверстниками, речь которых соответствует возрастному развитию

Методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Метод тестов:

Методика 1. "Запомни и найди".

Методика 2. "Запомни и нарисуй".

Методика 3 "Восстанови порядок".

3. Количественный и качественный анализ. Метод математической статистики хи-квадрат Пирсона.


Новое в образовании:

Сущность семейного воспитания
Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, ...

Методические основы работы по развитию орфографической зоркости у детей с дисграфией
Для того чтобы правильно научить детей владеть правилами орфографии и закрепить умения видеть орфограмму, правильно определить ее на слух, а затем записать ее, необходим автоматизированный навык. Этот навык достигается длительными упражнениями, которые направлены на: а) развитие орфографической зор ...

Характеристика средств воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и на специальных занятиях по речи. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. Пр ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru