При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Т.В. Рябовой.
зрительная память недоразвитие речь
Речь является средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.
Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие "общее недоразвитие речи" предполагает наличие симптомов несформиованности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта.
Таким образом, термин "общее недоразвитие речи" характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько систематическое расстройство речи.
М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнул их тесное взаимодействие. Он также выделил органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины. К психоневрологическим причинам М.Е. Хватцев относил умственную отсталость, нарушение памяти, внимания и другие расстройства психический функций.
Одним из принципов анализа речевых нарушений, выдвинутых Р.Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка. Как показали работы Л.С. Выготсткого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим воздействием влияния целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе. Соответственно, физиологическим субстратом человеческих психических свойств является не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).
Все психические процессы у ребенка - воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.).
У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедлиться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, тем развития мышления замедляется.
Дизартрия (от греческих слов: dys - приставка, означающая затруднение, нарушение функции + arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения звуков речи. Дизартрия - несформированность звукопроизносительной стороны речи, обусловленная нарушением иннервации речевой мускулатуры.
Новое в образовании:
Коррекционная работа по трудовому воспитанию в условиях предметно –
практической деятельности
В течение месяца один раз в неделю в школе интернате № 10 для детей с нарушениями слуха, в экспериментальной группе глухих детей младшего школьного возраста (обучающихся по программе первого класса школы – глухих) проходили коррекционные занятия по трудовому воспитанию с использованием предметно пр ...
Концептуальные основы формирования компетенций и становления
технологической компетентности
В структуре каждой профессиональной компетенции учителя мы выделили четыре компонента: информационную основу (теорию); ориентировочную основу (знание о том, из чего исходить и что, как и когда делать); исполнительную основу (отработку непосредственного выполнения действия); контролирующую основу. П ...
Сущность и характеристика творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». «Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческ ...