Психологический анализ структуры речевого нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи » Психологический анализ структуры речевого нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 1

При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Т.В. Рябовой.

зрительная память недоразвитие речь

Речь является средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие "общее недоразвитие речи" предполагает наличие симптомов несформиованности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта.

Таким образом, термин "общее недоразвитие речи" характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько систематическое расстройство речи.

М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнул их тесное взаимодействие. Он также выделил органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины. К психоневрологическим причинам М.Е. Хватцев относил умственную отсталость, нарушение памяти, внимания и другие расстройства психический функций.

Одним из принципов анализа речевых нарушений, выдвинутых Р.Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка. Как показали работы Л.С. Выготсткого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим воздействием влияния целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе. Соответственно, физиологическим субстратом человеческих психических свойств является не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).

Все психические процессы у ребенка - воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.).

У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедлиться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, тем развития мышления замедляется.

Дизартрия (от греческих слов: dys - приставка, означающая затруднение, нарушение функции + arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения звуков речи. Дизартрия - несформированность звукопроизносительной стороны речи, обусловленная нарушением иннервации речевой мускулатуры.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Ошибки семейного воспитания
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. ...

Виды межпредметных связей
География обладает большими возможностями применения межпредметных: связей благодаря своему промежуточному положению. В педагогической науке выделены такие основные виды связей по общности: 1. научные факты, касающиеся одного и того же объекта изучения; 2. понятия, теории, законы; 3. способы деятел ...

Использование компьютера на уроках рисования
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: о тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru