Психологический анализ структуры речевого нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи » Психологический анализ структуры речевого нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 2

Основные проявления дизартрии:

Речевые:

1) Нарушение голосообразования.

2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи. Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения.

4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

5) Нарушение грамматического строя речи.

Неречевые:

1) Нарушения двигательного аппарата. Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (по данным различных авторов, от 65 до 85%). Нарушение артикуляции (движений мышц, обеспечивающих произношение звуков).

2) Нарушение эмоционально-волевой сферы.

3) Нарушение ряда нервно-психических функций (внимание, память, мышление). Задержка темпа психического развития.

4) Нарушение познавательной деятельности.

5) Своеобразное формирование личности.

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семенова, Е.М. Масткжова, И.И. Панченко, Л.А. Данилова и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, М. Climent, Т.Е. Twitchell, R. D. Neilson, N. О'. Dwer .

Таким образом, в результате анализа научной литературы мы пришли к выводу, что при стертой формой дизартрии помимо неправильного звукопроизношения существует ряд нарушений, таких как: неполная развитость мелкой и крупной моторики, нарушение в строении артикуляционного аппарата, нарушение выразительности речи: интонации, темпа, ритма, тембра и. т.д.

Страницы: 1 2 


Новое в образовании:

Особенности звуковой культуры речи детей 4-5лет
В основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой и фонематический слух, на умения и навыки фонематического восприятия, благодаря которым развивается умения и навыки языкового и звукового, а в дальнейшем и звукобуквенного анализа и синтеза. Четвертый год жизни о ...

Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников
Среди основных факторов формирования здоровья детей и их успеваемости важное значение принадлежит суммарной учебно-воспитательной нагрузке. Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение. Значительная часть образовательных программ (бо ...

Программа “Геометрия фигуры”
В программе представлена классификация геометрических фигур по форме и цвету. В центре экрана появляются геометрические фигуры, разные по форме и цвету, и предлагается разместить: 1) круги в верхней части экрана, а треугольники – в нижней; 2) квадраты в левой части экрана, а прямоугольники – в прав ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru