Творчество детей – это глубокосвоеобразная сфера их духовной жизни,самовыражение и самоутверждение , в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. В. А. Сухомлинский. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе изодеятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности, используя методы и приёмы, вызывающие положительный эмоциональный отклик у ребят. Чем богаче впечатления детей, чем содержательнее и полнее их жизнь, тем больше будет развиваться детское воображение, а при условии своевременного овладения малышами способами изображения их рисунки будут более разнообразными, интересными и выразительными.
Общая характеристика курсовой работы
Цель исследования - выявить наиболее эффективные методические приемы работы на занятиях декоративным рисованием, обеспечивающие развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования: 1. Дать теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.2. Выявить особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.3. Разработать и апробировать пути и методы развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием.
Гипотеза – мы предполагаем, что систематические занятия декоративным рисованием, построенные с учетом принципов художественной дидактики, могут оказывать влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
· Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
· Эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперименты (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ творческих работ.
· Математические: обработка экспериментальных данных, определение количественных и качественных показателей эффективности способов и средств развития творческого воображения дошкольников.
Новое в образовании:
Проектирование коллекции по мотивам русского народного костюма
для театра моды "Юный модельер"
Задачей модельеров одежды в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме сезонной моды. Поэтому ...
Основные идеи и задачи гражданского воспитания на примере знакомства с
родным городом
Основная идея гражданского воспитания на примере знакомства с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Егорьевска воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. В основу исследования легли следующ ...
Исследование особенностей внимания младших школьников на практике
Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено исследование. В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников. Задачи изучения: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выбор ме ...