Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Педагогика сегодня » Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием » Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Страница 1

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности .

В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка.Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.

Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст - уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений.

Определяя способность к рисованию, отечественные исследователи В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, Н.П. Сакулина подчеркивают необходимость развития умений, координированности действий глаз и руки ребёнка .

Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических умений и навыков необходимо. Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.При создании образов дети используют прием антропоморфизации – одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Причины первичных речевых нарушений. Характеристика речи
Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точ ...

Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных методов, приемов и средств. Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, ...

Особенности и методика ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями и формирование нравственных качеств личности через сказку
Работа со сказкой имеет свою специфику. Важным моментом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и осознание. Из всего обилия трактовок общения взяли з ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru