Творческое воображение как психолого–педагогическаяпроблема

Страница 1

Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.

Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были, базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. По словам Л.С. Выготского, «первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека». Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй (Дж. Родари), в рисовании и других видах творчества.

Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С. Выготский, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. Практика показывает, что приемы диагностики уровня развития воображения детей (игра, рисунок и др.) одновременно выступают и материалом для его развития, поскольку нет однозначных возрастных нормативов и критериев оценки того продукта, который получается в результате творческой деятельности ребенка.

Процесс воображения носит глубоко личностный характер; его результат - формирование особой внутренней позиции (Е. Е. Кравцова), возникновение личностных новообразований. Анализ различного типа задач, предлагаемых детям на воображение, проведённый О. М. Дьяченко, позволил учёному выделить два способа действия при построении воображаемых образов - «опредмечивание» и «включение». В первом случае ребёнок в некоторой незавершённой фигуре усматривает определённый объект и в соответствии с этим дорисовывает её; во втором - заданную на рисунке фигуру он превращает во второстепенный элемент образа, что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творческость.

Однако, как показали исследования Л. А. Парамоновой, О. А. Христ, способ «опредмечивание» при определённых условиях также позволяет строить образы, отличающиеся высоким уровнем творчества. Следовательно, можно говорить о том, что формировать творчество ребёнка необходимо такими средствами, которые способствуют прежде всего развитию его воображения (В.В. Давыдов), а следовательно и развитию мышления, особенно образного (Л.С. Выготский), так как между этими психическими процессами существует внутренняя взаимосвязь (произвольность и свобода поведения).

Первоначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов внутри общих концепций психического развития ребенка. Так, представители классического ассоцианизма исследовали творческие процессы со стороны их механизмов. Т.Рибо рассматривал воображение как установление новых ассоциаций. Механизм воображения по Т.Рибо составляют диссоциация - операция разделения рядов состояний сознания - и ассоциация - их объединение.

Творческое воображение, по его мнению, функционирует при условии единства операций ассоциации и диссоциации. Это единство проявляется в одном из законов, порождающих новые сочетания - ассоциациях по сходству. Т.Рибо писал: "Ассоциация по сходству предполагает смешанную работу ассоциации и диссоциации: это деятельная форма. Поэтому она и есть главный источник материалов творческого воображения . ". Первые проявления воображения автор относил к возрасту около 3-х лет, подчеркивая, при этом, что воображение ребенка не богаче воображения взрослого, оно лишь по своему темпу опережает развитие мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Свойства древесины как материала декоративно-прикладного искусства
Древесина обладает прекрасными художественными качествами. Умелый резчик выявляет и усиливает их, а неумелый — портит или прячет. Рисунок на плоскости среза древесины — ее текстура может быть либо выявлена и усилена, либо скрыта, завуалирована. В зависимости от характера изделия текстуру в одних сл ...

Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
Основная масса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит их умственно отсталых детей, страдающих олигофренией в степени дебильности. Особенность таких детей – стойкое нарушение познавательной деятельности, проявляющееся в недоразвитии способности отвлечения и обобщения. Такое нед ...

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенн ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru