Творческое воображение как психолого–педагогическаяпроблема

Страница 1

Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.

Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были, базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. По словам Л.С. Выготского, «первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека». Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй (Дж. Родари), в рисовании и других видах творчества.

Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С. Выготский, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. Практика показывает, что приемы диагностики уровня развития воображения детей (игра, рисунок и др.) одновременно выступают и материалом для его развития, поскольку нет однозначных возрастных нормативов и критериев оценки того продукта, который получается в результате творческой деятельности ребенка.

Процесс воображения носит глубоко личностный характер; его результат - формирование особой внутренней позиции (Е. Е. Кравцова), возникновение личностных новообразований. Анализ различного типа задач, предлагаемых детям на воображение, проведённый О. М. Дьяченко, позволил учёному выделить два способа действия при построении воображаемых образов - «опредмечивание» и «включение». В первом случае ребёнок в некоторой незавершённой фигуре усматривает определённый объект и в соответствии с этим дорисовывает её; во втором - заданную на рисунке фигуру он превращает во второстепенный элемент образа, что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творческость.

Однако, как показали исследования Л. А. Парамоновой, О. А. Христ, способ «опредмечивание» при определённых условиях также позволяет строить образы, отличающиеся высоким уровнем творчества. Следовательно, можно говорить о том, что формировать творчество ребёнка необходимо такими средствами, которые способствуют прежде всего развитию его воображения (В.В. Давыдов), а следовательно и развитию мышления, особенно образного (Л.С. Выготский), так как между этими психическими процессами существует внутренняя взаимосвязь (произвольность и свобода поведения).

Первоначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов внутри общих концепций психического развития ребенка. Так, представители классического ассоцианизма исследовали творческие процессы со стороны их механизмов. Т.Рибо рассматривал воображение как установление новых ассоциаций. Механизм воображения по Т.Рибо составляют диссоциация - операция разделения рядов состояний сознания - и ассоциация - их объединение.

Творческое воображение, по его мнению, функционирует при условии единства операций ассоциации и диссоциации. Это единство проявляется в одном из законов, порождающих новые сочетания - ассоциациях по сходству. Т.Рибо писал: "Ассоциация по сходству предполагает смешанную работу ассоциации и диссоциации: это деятельная форма. Поэтому она и есть главный источник материалов творческого воображения . ". Первые проявления воображения автор относил к возрасту около 3-х лет, подчеркивая, при этом, что воображение ребенка не богаче воображения взрослого, оно лишь по своему темпу опережает развитие мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Познавательный и творческий характер проектной деятельности школьников
В основу разработки проектной деятельности положены идеи американского педагога и философа Джона Дьюи. Он в своей концепции содержания образования одним из первых пропагандировал и реализовывал разработку содержания образования, наблюдая за интересами и потребностями ребёнка, учитывая его сегодняшн ...

Снижение мотивации в учёбе – одна из причин низких результатов в учёбе
Снижение мотивации в учёбе обнаруживается в полном отсутствии познавательной направленности у ребёнка. В этом случае можно предположить, что совместных познавательных занятий взрослые с ребёнком никогда не вели, не привили интерес к учёбе. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращают ...

Основные направления социальной работы с запущенными детьми
Они определяются прежде всего проблемами, возника­ющими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно до­биться хороших результатов. Хотя направле­ния работы зафиксированы в квалификаци­онной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объя ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru