Особенности обучения письменной речи детей с дисграфией

Страница 5

Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):

Д-Т- «тавно», «медет вьюга», «долстое бревно», «втрук».

З-С- «кослик», «вазилек», «привосит».

Б-П- «попеда», «бодарил», «балатка», «польшие».

В-Ф-«портвель», «ворточка», «картовель», «вавли».

Г-К- « долко», «клавный», «досга», «кокда», «собага».

Ж-Ш- «шдет», «жумно», «жижки», «ложадь», «снешок».

Лабиализованные гласные:

О-У- «звенит рочей», «сизый голобь», «дедошка»

Ё-Ю- «клёква», «самолют».

Заднеязычные:

Г-К-Х- «черёмука», «гороговый».

Сонорные:

Р-Л- «хородный», «смерый», «крюч».

Й-Л- «тут бывалет и солька»- тут бывает и сойка…

Свистящие и шипящие:

С-Ш- «шиски», «шажали», «пушиштый»,

З-Ж- «жажгли», «скажал», «зелезо»,

С-Щ- «нещёт», «сенок», «сетка».

Аффрикаты:

Ч-Щ- «хичный», «щасто», «стущал»,

Ч-Ц- «сквореч», «чапля», «цястый»,

Ц-Т-«пцицы», «цвецет», «Пеця».

Дополнительные затруднения возникают у детей при реализации моторного акта, что выглядит как нарушения каллиграфии: при написании отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение их элементов, нарушение наклона в 65 градусов приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы.

Письмо в этом случае рассматривается как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру [16,с.24].

Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком. Профессор Н.А. Бернштейн отмечал, что акт скорописи в сформированном виде включает ряд факторов: общий тонический фон руки и всей рабочей позы; вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, реализацию начертательной стороны письма (контуров букв и того, что составляет существенную часть почерка). В акте письма имеют место движения кончика пера по поверхности бумаги.

Траектория кончика пера при письме не тождественна движениям кончиков пальцев, направляющих перо. «Точные цикло – грамметрические наблюдения движений письма – пишет Н. А. Бернштейн – показывают, что даже кончики пальцев, ближайшие к перу, совершают движения не плоскостные и настолько отличные от движения пишущего острия, что след их уже недоступен прочтению…Каждый ребенок, независимо от применяемого к нему метода обучения, неизбежно проходит через несколько фаз. На первом этапе обучения школьник пишет крупно, так как чем крупнее письмо, тем проще и доступнее перешифровка. Только благодаря изучению перешифровки ребенок выучивается переносить на кончик пера зрительные, а потом и проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечивать кончику пера любую траекторию. Благодаря этому постепенно уменьшается размер выписываемых букв.

Поэтому при овладении навыком правильного письма выделяют следующие задачи: 1. Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

2. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, верхняя, нижняя линейка, клеточка).

3. Ознакомление с правилами письма: пишут слева направо, последовательно заполняют страницу, сохраняя расстояние между ними.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Особенности обучения письменной речи детей с дисграфией
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавл ...

Техника анализа урока
Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизи ...

Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»
Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, овладения компетенциями, постоянного повышения своей профессиональной компетентности, профессионализма. Прак ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru