Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи; это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, и представляет собой вид временных связей второй сигнальной системы, то формирование ее происходит только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы ее складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев).
А.Р.Лурия определял письмо как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегание вперед, повторов и т.д.).
Собственно письмо включает ряд специальных операций:
анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Определение последовательности звуков в слове, уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы. Эти процессы протекают сначала осознано, а затем автоматизируются.
2) Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов.
« Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы). Перешифровка осуществляется в третичных зонах коры головного мозга (теменно-височно-затылочная область).
В современной методике обучения письму лежит звуковой аналитико-синтетический метод.
Грамотный человек не замечает технических операций, которые выполняет в процессе письма. Все его внимание сосредотачивается на содержании письменной речи, ее понимании при чтении или продуцировании при письме. Нормальный ребенок в большинстве случаев подготовлен к началу школьного обучения. У него хорошо развиты фонематический слух и зрительное восприятие, сформирована устная речь. Он владеет операциями анализа и синтеза на уровне восприятия предметов и явлений окружающего мира.
У детей с дисграфией формирование операций письма происходит медленнее. Это связано с тем, что не все анализаторы (речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный), принимающие участие в образовании письменной речи, у ребенка сформированы, либо их работа не взаимосвязана.
Недостатки анализаторной деятельности влекут за собой недостатки в орфографической зоркости. Ребенок не может правильно и вовремя обнаружить орфограмму и грамотно оформить высказывание, записать слово или предложение.
Проблемы в распознавании орфограмм приводят к формированию неправильного орфографического навыка, механизм которого закрепляется и превращается в стереотип.
При анализе ошибок на письме у младших школьников можно выделить самые характерные из них. Распространены ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (дифференциации фонем). В эти случаях может происходить замена букв: обозначающих мягкие и твердые, глухие и звонкие согласны. Ошибки, связанные с несформированностью фонематического и слогового анализа: пропуски гласных и согласных, добавление букв, перестановка букв, пропуск слогов, перестановка и добавления слогов. Также существуют ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры отдельного предложения: слитное написание слов, раздельное написание слова, пропуск слова. Отмечаются частые пропуски точек в конце предложения, замены заглавных букв на строчные; ошибки в написании безударных гласных, гласных после шипящих, выполнении заданий на правописание непроверяемых слов.
Новое в образовании:
Урок «игра-соревнование» «если вместе, если дружно»
Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от четкости взаимодействия зависит общий результат. Задачи: 1. Формирование дружного коллектива. 2. Развитие навыков взаимодействия 3. Развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навы ...
Обзор методик диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой
дизартрии
Разработкой методик обследования звукопроизношения при стертой форме дизартрии занимались многие исследователи, такие как Е. Ф. Архипова, В. А. Киселева, М. А. Поваляева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие. По мнению В. А. Киселевой, обследование звукопроизношения проводится по т ...
Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения
Устная традиция накопления, хранения материала и его обмена существовала уже в глубокой древности. Вся передача знаний осуществлялась путем запоминания и воспроизведения, т.е. пересказа. В настоящее время нет единой точки зрения на понятие пересказа. Многие известные педагоги давали свое определени ...