Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:
когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «началось», « я сный».) Здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;
при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова «брат», «попросил», и др. Многочисленные ошибки такого типа объясняются фонетическими особенностями слогораздела на стыке предлога и следующего слова. Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом - «ветки елии сосны».Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более: «баличудные дни», «светитлуна».
Своеобразные ошибки смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них - «у дедмо Рза»- У деда Мороза.
В некоторых случаях слияние слов как бы провоцируется наличием одноименной буквы в составе смежных слов - иначе говоря, ребенок сбивается с замысла, проговаривая при письме слова: на «общем» звуке переходит на следующее слово. При этом имеет место пропуск части первого слова: каждый день - «каждень», было лето – «былето».
Случаи грубого нарушения звукового анализа находят выражение в контаминациях слов: была зима - «блзм».
Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования. Так, при попытке подбора проверочных слов для прояснения конечного согласного звука создаются несвойственные языку образования: лед - «ледик», мед- «медик».
Образуя существительные посредством суффикса –ищ-, ученики 2-3 классов часто не учитывают чередование согласных в корне и даже после устного анализа пишут: рука – «рукища», нога- «ногища».
Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит соответственно названия: персеверации (застревание) и антиципации (упреждение, предвосхищение): согласный, а реже гласный- заменяет вытесненную букву в слове.
Примеры персевераций в письме:
А) в пределах слова: «магазим», «колхозниз».
Б) в пределах словосочетания: «у деда Модоза».
В) в пределах предложения: « Девочка кормила петуха и курм».
Примеры антиципаций в письме:
А) в пределах слова: «на девевьях», «дод крышей».
Б) в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки».
Возможна персеверация и антиципация слога: «стутупали»- ступали, «спуспуклись»- спускались.
В основе ошибок указанных двух видов лежит слабость дифференцировочного торможения.
В основе ошибок фонематического восприятия лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:
нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные, лабиализованные гласные, сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.
Новое в образовании:
Рекомендации по оптимизации оздоровительной работы в ДОУ
Оздоровительно-образовательный процесс в ДОУ должен строиться исходя из принципа комплексности и охватывать все основные направления развития ребенка: познавательное, эмоциональное, социально-нравственное. Особое внимание при этом необходимо обратить на совершенствование физического развития, что о ...
Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей
дошкольного возраста
Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображ ...
Из истории натюрморта
Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 веке жанр натюрморт переживает расцвет: фламандские мастера ...