О способах решения проблем введения теории вероятностей в школьный курс математики

Педагогика сегодня » Разработка элементов модульной технологии обучения математике в 6-ом классе » О способах решения проблем введения теории вероятностей в школьный курс математики

Страница 1

Рассмотрим вопрос о том, что необходимо изменить для возможности ведения теории вероятностей в школьный курс математики.

На сегодняшний день встает проблема организации учебной деятельности. Одним из путей решения изучаемой нами проблемы в обучении учащихся различным приемам самостоятельного познания, в активизации позиции ученика в процессе обучения, а также в применении деятельностно-ориентированного обучения. ”Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить ее самостоятельно” (А. Дистерерг).

Одной из преград введения теории вероятностей в школьный курс математики является фактор времени. Эту проблему можно решить при применении более тонких методических средств, таких как ориентировочное, целенаправленное действие, самообразование, познавательная активность школьников.

Проблема развития у школьников познавательной активности и самостоятельности издавна привлекала внимание ученых. Её изучали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Я.А. Коменский, Джон Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, А. Дистерверг. Педагоги прошлого возлагали большие надежды на активные методы обучения, на внесение в процесс обучения исследовательского начала, на исключение догматики, формирование у учащихся мыслительных операций (анализ, обобщение, группировку). Выступали против зубрежки и схоластики в школе, за воспитание у школьников творческой активности. По их мнению, процесс обучения должен служить всестороннему развитию личности.

Бондаревский В.Б. говорит о том, что "главной задачей должно стать не воспитание человека, способного поступать правильно в тот момент, когда он находится под контролем родителей, учителей и т.д., а человека, способного к внутреннему самоконтролю, прекрасно понимающего значение самообразования и самовоспитания, умеющего творчески и содержательно организовывать свою жизнь".

Фридман Л.М. в своем пособии ”Теоретические основы методики обучения математике” пишет: ” Постановка обучения математике в школах вызывает всеобщее недовольство. Американский исследователь С. Пейперт считает, что "тот род математики, который навязывается детям школой, бессмыслен, скучен и крайне беспомощен". И в нашей стране все время раздаются голоса, осуждающие постановку обучения математике. Знания многих учащихся средних школ все еще страдают формализмом. Во многих случаях они крайне непрочны. Успеваемость недостаточна. Заучивание фактов зачастую преобладает над пониманием и умением применять методы. Самостоятельное мышление развивается совершенно недостаточно. Приобретенные знания забываются очень быстро. С тех пор положение с обучением математике в наших школах не только не улучшилось, но стало еще хуже. Многие обращают внимание на оторванность школьной математики от жизни".

Фридман Л.М. выделил принципы организации учебного процесса, к которым отнес следующие: принцип развития самодеятельности, принцип самоорганизации, принцип индивидуального подхода, принцип ролевого участия школьников в учебном процессе, принцип личной ответственности, принцип психологического обеспечения учебного процесса, а также дифференцированное обучение. Где в поддержку принципа самоорганизации он приводит следующие слова психолога С.Л. Рубинштейна: ”Всякая попытка воспитателя - учителя ”внести" в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает, как это отлично понимал еще Ушинский, самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств”.

А что касается принципа самодеятельности, то Фридман говорит: ”Самостоятельность личности - это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Она имеет особую воспитательную ценность, когда в ней объединяются личностные интересы и ответственность за дело своего коллектива. Этот принцип непосредственно вытекает из главной цели школы - воспитание развитой, высоконравственной, творчески активной, социально зрелой, самостоятельной личности каждого ученика. Воспитывающий эффект учебного процесса зависит от того, чем является этот процесс для ученика, ради чего ученик учится, что побуждает его принимать активное участие в этом процессе”.

Приведенные выше принципы помогут избавиться от формального преподавания математики и правильно организовать учебный процесс. И это очень важно, так как школа должна быть нацелена на будущее и служить прогрессу общества.

Профессор Гальперин П.Я. в своей работе ”Методы обучения и умственное развитие ребенка" выделил ориентировочную и исполнительную части во всем целенаправленном действии: ”При таком обучении в каждом целенаправленном действии ясно выступают две особенности его строения. Одна, присущая всякому целенаправленному действию, состоит в разделении ориентировочной и исполнительной части: сначала ребенок ориентируется в задании, а затем выполняет действие. В ходе обучения разделяющая их последовательность все более уменьшается, и обе части, ориентировочная и исполнительная, все более как бы сливаются. И это значит, что, в отличие от бессубъективного действия, всякое целенаправленное действие субъекта обладает бинарной структурой, и что в психологии нельзя рассматривать вместо действия только одну исполнительную часть (как это нередко делается до сих пор). Именно ориентировочная часть в первую очередь отвечает за ход обучения и качество его результатов. Другая особенность целенаправленного действия, свойственная уже только человеку состоит в его опосредованности своеобразным психическим орудием, которая в записи на ориентировочную и исполнительную части представлена как ”отдельная вещь”. В развитии орудий заключаются главные возможности повышения эффективности действия”.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные представлены в таблицах 3,4. Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированность ...

Исследование и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Исследование функционального состояния органов и систем занимающихся физической культурой обычно начинают с сердечно-сосудистой системы. Это объясняется следующим. Во-первых, от функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая вместе с системами дыхания и крови обеспечивает питание ра ...

Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения на занятиях декоративным рисованием
Формирующий эксперимент был направлен на создание педагогических условий и проверку эффективности разработанной нами методики по декоративному рисованию с целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru