Семья и родственные окружения

Педагогика сегодня » Детская субкультура казахов » Семья и родственные окружения

Страница 8

Так же особой заботой окружается «Куудаша» (родственница зятя или снохи). Этим званием награждается сестра зятя или снохи, а так же тетя или племянница. Если «Куудаша» незамужняя то ее рассматривают как потенциальную сноху для родственников свата. Это происходит, если на основе первого опыта породнения, сваты убеждаются в добропорядочности другой стороны, и появляют желание продолжить родство.

Кровных родственников обобщенно называют «Бiр туган» (букв.Единорожденые) или просто «Туган».

А есть наоборот, так называемые «Огей» (Чужой). Это «Огей Аке» (Отчим) и «Огей Ана» (Мачеха). Дети соответственно – «Огей Бала» (пасынок или падчерица). Конечно, даже если родственники попытаются заменить родителей, у них этого не получится, но конечно ребенку будет легче.

Отчиму или мачехе придется приложить, чтоб хоть как-то стать «своим». Но даже добившимся такого успеха надлежало помнить, что они «чужие» и окружающие люди видят их отношение к неродным детям и не позволят плохого к ним отношения.

«Ата-Аже» дедушка-бабушка у казахов так и у других народов души не чают в своих «Немере» (внуках) и «Шобере» (правнуках). А если уж посчастливилось увидеть «Немене» (праправнуки) – то это уже и вовсе счастливые старики, награжденные Всевышним долгой жизнью. У казахов маленьких детей дедушки-бабушки ласково называют «Айналайын», высказывая тем самым свою любовь, желание бесконечно ласкать и баловать своих любимцев.

Существовал обычай, когда первенца у молодоженов забирали к себе на воспитание дедушки с бабушкой - родители мужа. Это называлась «Бауырына салу», что буквально переводится «Прижать к печени». Так молодая семья на время освобождалась от заботы о малыше, у стариков появлялось о ком заботиться, а ребенок-первенец получал особое воспитание умудренных жизнью людей. При таком воспитании ребенок был на много мудрым, по сравнению со своими братьями, сестрами и сверстниками, так как воспитание дедушки и бабушки оставят большой след на всю жизнь ребенка. Воспитание проходит на более традиционном уровне.

Если приезжают гости, то по казахским обычаям гость должен зайти к родственникам поздороваться («Салем беру») и в первую очередь в дом отца. В доме родителей решаются серьезные проблемы, проводится семейный совет. В этом доме не допускались ссоры и распри, но если человек «выходит из себя», то ему говорили «Шаныракка карап сойле» (Говори, посматривая на шанырак). Это означало, «знай, где находишься, умерь свой пыл». И все это не зря, успокоившись, принимались правильные, разумные решения. Хозяин «Шанырака» обязан был достойно продолжать традиции рода, помнить предков, участвовать в родовых мероприятиях, разрешать споры родственников, представлять интересы своего рода перед другими родами, воспитывать не только своих детей, но и следить за воспитанием детей своей родни.Самые близкие и родные люди для любого человека это конечно - «Ата-Ана» - это родители. Аке (отец) в казахской семье всегда пользовался непререкаемым авторитетом и уважением глава семейства со стороны жены и детей. Абай писал «на этой Земле еще не было случая, чтобы недостойный отец смог воспитать сына великим человеком». Слово отца было законом для всей семьи. «Ана» мать, еще называют «Шеше» в любых вопросах и ситуациях всегда советовалась с мужем и только, потом принимала какие- либо решения. Дочь, как правило, следует примеру матери. Мать с колыбели воспитывает ребенка, напевая песни в которых звучат наставления и поучения, которые развивают мышление ребенка. Но казахи всегда прислушивались мнению жены, но при этом никогда не признается людям, что это посоветова жена. при этом, всякий казах не был конечно свободен от влияния мнения жены. А «глупая женщина» впоследствии будет искреннее удивляться его рассудительности, а в душе удовлетворенно радуясь своим маневрам.

Дети в казахской семье «Балалар» воспитывались в атмосфере любви и уважения, им внушалась проявлять уважение к родителям и другим членам семьи. Правильное поведение, определенные отношения к каждому члену семьи, с кем- то можно шутить к кому то относится с большим уважением и серьезностью все эти нюансы рассмотрены в традиционном воспитании казахов. Казахи часто приговаривают по отношению к детям «Жаксы бала акесынын басын торге суйрейды, жаман бала – босагага суйрейды», (переводится как: хороший ребенок отца возвышает, плохой – принижает). Конечно, как бы не был плох родитель, ребенок должен чтить и уважать его (ее), в плохом случае, плох будет сам ребенок. Как у всех народов мира считалось, что «Ул» (сын) традиционно считался продолжателем рода. В связи с этим мальчиков отцы традиционно ценили больше дочерей. «Кыз» (дочь) считалась гостьей в доме отца, так как со временем она уйдет с дома создаст новую семью. Ребенка с детства учили обращаться с взрослыми, даже с родителями и членами семьи на «Вы» и это ничуть не отделяло детей от родителей, а наоборот показывало их почитание. К мальчикам, относились строже, чем к девочкам, пытаясь воспитывать в них джигитов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Экспериментальное изучение состояния лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста татарской и русской национальностей
Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательно проведенное психолого-педагогическое обследование ребенка. В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребенок пока не владеет, но и имеющие у него возможности. ...

Работа с географическими терминами для совершенствования коррекционной работы по речевым недостаткам детей - олигофренов
Развитие речи умственно отсталых учащихся -одна из важнейших задач, которая решается вспомогательной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и ...

Понятия межкультурной коммуникации и компетенции в современной педагогической науке
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня этого уже не достаточно. Выпускник должен не просто знать предмет, но быть в нем компетентным. Понятия компетенции и компетентности являются в настоящее время ключевыми в ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru