Для проведения нашего исследования мы прежде всего определились с Объектом исследования. Им являлся процесс обучения ОБЖ в общеобразовательной школе с ориентацией на формирование у учащихся межпредметной структуры знаний.
Предметом исследования являлись методологические основы построения и реализации системы межпредметных связей ОБЖ с циклом смежных естественных дисциплин в условиях педагогической системы обучения.
Целью нашего исследования была разработка методологических основ межпредметных связей в развивающем обучении.
В настоящем исследовании под основами межпредметных связей мы принимали главные положения теории межпредметных связей в различных педагогических системах.
Для проведения исследований мы исходили из рабочей гипотезы:
Что предлагаемая в нашем исследовании методика будет дидактически обеспеченной и эффективной, если мы выполним определенные условия:
1. Сможем разработать модель системы межпредметных связей ОБЖ и определить его роль в педагогической системе развивающего обучения;
2. Определим основные функции межпредметных связей и их статус в системе обучения ОБЖ;
3. Разработаем и представим для учителя ОБЖ межпредметную структуру учебных знаний;
4. Обоснуем и разработаем методику реализации дидактической системы межпредметных связей, способную учитывать методологические особенности в условиях педагогической системы обучения ОБЖ.
Все вышеизложенное создаст необходимые условия для развития у учащихся диалектического мышления, формирования у них фундаментальных основных понятий, целостного представления о мире, а также позволит повысить качество знаний.
Основу выдвигаемой нами рабочей гипотезы составили ряд предположений о путях осуществления межпредметных связей в преподавании ОБЖ.
Мы исходили из мнения, что решение данной задачи будет возможно, если:
- уточнено содержание самого понятия «межпредметные связи»;
- обоснована необходимость введения межпредметных связей и определена их роль и место в системе принципов обучения ОБЖ;
- разработана и апробирована дидактическая система межпредметных связей ОБЖ с циклом естественных дисциплин;
- обоснованы содержательные аспекты подготовки учителя к осуществлению межпредметных связей в процессе преподавания ОБЖ в рамках целостной педагогической системы обучения;
- реализована система профессиональной подготовки учителя к преподаванию ОБЖ с ориентацией на осуществление межпредметных связей в условиях развивающего обучения.
Необходимость построения дидактической системы межпредметных связей обусловлена, по нашему мнению, следующими факторами:
требованием формирования у учащихся современного диалектического типа мышления и разработки научно обоснованной теории межпредметных связей;
введением в учебный процесс школ предметов, спецкурсов и т.д., ведущих к предметной перегрузке учащихся.
Задачами нашего исследования были:
- осуществить анализ межпредметных связей в теории и практике образования и состояния проблемы межпредметных связей;
- выявить состояния проблемы межпредметных связей в теории и практике обучения ОБЖ;
- определить роль и статус феномена межпредметных связей в системе современного образования;
- определить сущностные функции принципов межпредметных связей в ОБЖ;
- создать модель дидактической системы связи ОБЖ с предметами естественнонаучного цикла в развивающем обучении;
- совершенствовать дидактическое обеспечение эффективной реализации межпредметных связей не только за счет соответствующих методов, приемов и форм обучения, но и за счет теоретически обоснованной методики обучения, учитывающей характер психологического развития учащихся;
- разработать методические рекомендации для учителей ОБЖ содержащих межпредметную структуру занятий по ОБЖ;
- провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной нами модели межпредметных связей.
Методологическую и теоретическую основу настоящей работы составили:
Новое в образовании:
Активизация познавательных интересов
Хотелось бы сразу отметить, что при изучении моего предмета нужно очень много наглядного материала. Это может быть и пришедшие в негодность детали компьютеров и всевозможные учебные пособия. Без этого должного понимания просто не будет. Например, дети с трудом представляют системный блок в разрезе, ...
Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального
обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...
Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушается как звуковая сторона речи (включая фонематические процессы), так и смысловая. Оно имеет разную степень выраженности, имеющую, по классификации Р.Е. Левиной, 3 уровня: I уровень – отсутствие общеупотребительной речи; II уровень – начало общеуп ...