Для проведения нашего исследования мы прежде всего определились с Объектом исследования. Им являлся процесс обучения ОБЖ в общеобразовательной школе с ориентацией на формирование у учащихся межпредметной структуры знаний.
Предметом исследования являлись методологические основы построения и реализации системы межпредметных связей ОБЖ с циклом смежных естественных дисциплин в условиях педагогической системы обучения.
Целью нашего исследования была разработка методологических основ межпредметных связей в развивающем обучении.
В настоящем исследовании под основами межпредметных связей мы принимали главные положения теории межпредметных связей в различных педагогических системах.
Для проведения исследований мы исходили из рабочей гипотезы:
Что предлагаемая в нашем исследовании методика будет дидактически обеспеченной и эффективной, если мы выполним определенные условия:
1. Сможем разработать модель системы межпредметных связей ОБЖ и определить его роль в педагогической системе развивающего обучения;
2. Определим основные функции межпредметных связей и их статус в системе обучения ОБЖ;
3. Разработаем и представим для учителя ОБЖ межпредметную структуру учебных знаний;
4. Обоснуем и разработаем методику реализации дидактической системы межпредметных связей, способную учитывать методологические особенности в условиях педагогической системы обучения ОБЖ.
Все вышеизложенное создаст необходимые условия для развития у учащихся диалектического мышления, формирования у них фундаментальных основных понятий, целостного представления о мире, а также позволит повысить качество знаний.
Основу выдвигаемой нами рабочей гипотезы составили ряд предположений о путях осуществления межпредметных связей в преподавании ОБЖ.
Мы исходили из мнения, что решение данной задачи будет возможно, если:
- уточнено содержание самого понятия «межпредметные связи»;
- обоснована необходимость введения межпредметных связей и определена их роль и место в системе принципов обучения ОБЖ;
- разработана и апробирована дидактическая система межпредметных связей ОБЖ с циклом естественных дисциплин;
- обоснованы содержательные аспекты подготовки учителя к осуществлению межпредметных связей в процессе преподавания ОБЖ в рамках целостной педагогической системы обучения;
- реализована система профессиональной подготовки учителя к преподаванию ОБЖ с ориентацией на осуществление межпредметных связей в условиях развивающего обучения.
Необходимость построения дидактической системы межпредметных связей обусловлена, по нашему мнению, следующими факторами:
требованием формирования у учащихся современного диалектического типа мышления и разработки научно обоснованной теории межпредметных связей;
введением в учебный процесс школ предметов, спецкурсов и т.д., ведущих к предметной перегрузке учащихся.
Задачами нашего исследования были:
- осуществить анализ межпредметных связей в теории и практике образования и состояния проблемы межпредметных связей;
- выявить состояния проблемы межпредметных связей в теории и практике обучения ОБЖ;
- определить роль и статус феномена межпредметных связей в системе современного образования;
- определить сущностные функции принципов межпредметных связей в ОБЖ;
- создать модель дидактической системы связи ОБЖ с предметами естественнонаучного цикла в развивающем обучении;
- совершенствовать дидактическое обеспечение эффективной реализации межпредметных связей не только за счет соответствующих методов, приемов и форм обучения, но и за счет теоретически обоснованной методики обучения, учитывающей характер психологического развития учащихся;
- разработать методические рекомендации для учителей ОБЖ содержащих межпредметную структуру занятий по ОБЖ;
- провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной нами модели межпредметных связей.
Методологическую и теоретическую основу настоящей работы составили:
Новое в образовании:
Колорит
Фундаментом в моей работе является цвет, не один, а несколько, их сочетания. Неотъемлемой частью композиции в декоративной работе является колорит. Колорит в живописи представляет собой определенное сочетание цветов, гармонизирующих между собой и обладающих единством. В более узком, профессионально ...
Игра и общение
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к даль ...
Цели и содержание обучения диалогической
речи
Согласно Программе обучения иностранным языкам в средней школе, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, т.е. владеть всеми типами микродиал ...