- философские и психолого-педагогические идеи и концепции по проблеме обучения (Ю. К. Бабанский, Л.С. Выготский,П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Ф. Паламарчук, А.В. Петров, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, В.А. Черкасов, Д.Б. Эльконин и др.);
- современные философоско-методологические концепции реализации межпредметных связей в теории и практике обучения;
- психологическая теория деятельности (К.А Абдульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- теоретические обобщения по проблеме развития познавательных способностей учащихся в процессе обучения (В.И. Загвязинский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Усова, Г.И. Щукина и др.);
- основополагающие идеи философской и педагогической антропологии о целесообразном и личностно-творческом характере человеческой деятельности;
- системно-целостный подход к познанию и преобразованию педагогической парадигмы, который рассматривался в качестве основополагающей методологии в исследовательской работе.
Научная новизна исследования заключалась в том, что:
- разработаны и теоретически обоснованы основные компоненты учебного предмета ОБЖ с предметами естественного цикла (химией, биологией, физической географией);
- разработана и апробирована модель деятельности учителя ОБЖ по реализации системы межпредметных связей с циклом естественных дисциплин в условиях развивающего обучения, позволяющая формировать у учащихся теоретическое интегративное, синтетическое мышление;
- рассмотрены пути и методы организации процесса подготовки учителей ОБЖ в педагогических вузах с ориентацией на выработку у них специальных умений, связанных с реализацией системы межпредметных связей в обучении;
- определены условия эффективной реализации разработанной системы межпредметных связей, способствующей повышению качества усвоения учащимися основных понятий по ОБЖ;
- разработано содержание понятий «связь», «межпредметные связи», «дидактичекий принцип», «содержания образования»;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснован статус межпредметных связей в дидактике как основополагающего принципа, обладающего всеобщностью воздействия на педагогический процесс и позволяющего решать главную задачу обучения ОБЖ - формирование современного диалектического стиля мышления;
- определен статус межпредметных связей в системе обучения ОБЖ как дидактического принципа, что существенно повышает их роль в современном образовательном пространстве;
- разработаны основные функции основополагающего принципа межпредметных связей, обозначено его место в иерархии других принципов дидактики, а также в теории развивающего обучения ОБЖ, что позволяет обосновано построить модель дидактической системы МПС.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- решается проблема использования в учебном процессе задач, требующих комплексного применения знаний по предметам обучения;
- создан дидактический комплекс для учителей ОБЖ, преподавателей и студентов педагогических вузов, включающий методические рекомендации межпредметного характера, соответствующие межпредметной структуре знаний и позволяющие формировать у учащихся диалектический стиль мышления;
- на основе системного подхода разработаны образцы проектирования уроков и других форм учебных занятий, тем, разделов школьного курса ОБЖ в рамках предлагаемой дидактической системы МПС;
- разработана структура подготовки учителей ОБЖ, способствующая реализации в их практической деятельности принципа межпредметных связей с основными функциями в педагогической системе обучения.
Основные этапы исследования
В соответствии с поставленными задачами исследование осуществлялось в ходе педагогической практики в общеобразовательной средней школе № XX города с января 2007 по май 2008 г.
Оно включало в себя четыре этапа.
На первом этапе (январь 2007 – декабрь 2007 г.г.) изучались научно-методические документы, учебно-методическая литература, а также материалы научно-методических конференций и семинаров, относящиеся к проблеме межпредметных связей и развивающего обучения по ОБЖ, с целью определения состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и практике обучения в общеобразовательной школе и выделение ее теоретических основ.
Новое в образовании:
Парадигмальные изменения в образовании как социальное
явление и педагогический феномен
Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является порождающей моделью, идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса. Основными содержательными вопросами при определении специфических черт той или иной эпохальной образовательной ...
Задачи дидактики на современном этапе
Существуют большие потенциальные "возможности развития и воспитания учащихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса. Одна из важнейших проблем теории обучения состоит в том, чтобы раскрыть пути и методы реализации этих возможностей. Воспитывающее влияние обучения на формирование нр ...
История возникновения программ
Воспитание и обучение в детском саду, осуществляется в соответствии с программой — государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответстви ...