Роль научно-методической деятельности в повышении эффективности процесса подготовки спортсменов

Педагогика сегодня » Подготовка кадров в области физической культуры и спорта в Республике Беларусь » Роль научно-методической деятельности в повышении эффективности процесса подготовки спортсменов

В условиях острой конкуренции в сфере спорта высших достижений большое значение приобретают научные исследования по определению путей совершенствования системы подготовки спортсменов, охватывающей в единстве спорт высших достижений и спортивные резервы. Наука о спорте направлена на выработку новых знаний и выявление закономерностей, связанных с фактами, влияющими на повышение спортивных результатов. Важную роль в этом играет теория, логически обобщающая передовую практику в спорте и результаты научных исследований. Методическая служба призвана разрабатывать пути применения использования научно-теоретических изысканий в практике подготовки спортсменов на всех уровнях. Примером могут быть комплексные научные группы (КНГ), созданные в свое время при сборных олимпийских командах РБ и осуществляющие научную и методическую деятельность в области спорта и спортивной подготовки.

Научно-исследовательская деятельность в области физической культуры и спорта преимущественно развивалась именно в направлении теории и методики спорта и спортивной подготовки. Выявление наиболее значительных достижений способствовало оформлению теории спорта в качестве относительно самостоятельной отрасли научного знания. Вначале проблематика теории спорта рассматривалась в рамках теории и методики физического воспитания. С развитием спорта, с обострением конкуренции на международной арене все больше ощущалась потребность в специальной отрасли научного знания о спорте. Исследования замыкались на проблемах спортивной тренировки, затем на первый план выдвинулась проблематика интегративного подхода, включающего в орбиту исследований наряду с тренировкой и соревнованиями все факторы, влияющие на уровень подготовленности к демонстрации высоких спортивных результатов в крупнейших международных соревнованиях. По определению Л. П. Матвеева, теория спорта есть обобщающая отрасль научного знания, призванная отображать сущность спорта, общие закономерности его функционирования и дальнейшего развития в обществе. Необходимо отметить комплексный характер этой отрасли научного знания.

Теория спорта, содержащая богатейший материал научно-методического характера, обобщение опыта спортивной практики, открывает большие возможности для научной и методической деятельности студентов при изучении дисциплины ПФСС, так как эта дисциплина построена на "спортивной основе", а работа по этой дисциплине продолжается с I до V курса. Если же студент имеет специализацию "Спортивная подготовка", дающую право работать тренером по виду спорта, то он может освоить основные этапы научно-исследовательской и методической деятельности на различных уровнях (подготовка рефератов и докладов, выступления с докладом; проведение наблюдений за соревновательной деятельностью спортсменов, тренировочными занятиями с последующим анализом; проведение педагогического эксперимента; подготовка курсовой работы и выпускной квалификационной дипломной работы по спортивной тематике).

Навыки научно-методической деятельности, во-первых, позволяют педагогу по физической культуре разобраться в результатах исследований в области спорта и взять для себя то, что может повысить эффективность профессиональной деятельности; во-вторых, принять правильное решение в случае возникновения затруднений в процессе работы; в-третьих, провести собственное исследование, применив определенные методы исследования.

Большое значение имеет совместная деятельность тренера и ученых, как в области спорта, так и в области психологии, физиологии, спортивной медицины, биохимии, новых информационных технологий.


Новое в образовании:

Создание малоотходного и безотходного производства
Радикальное решение проблем защиты от промышленных отходов возможно при широком внедрении малоотходных технологий. Часто используют понятие "безотходная технология". Это неверный термин, так как безотходных технологий не существует. Под малоотходной технологией понимается такая технология ...

Влияние факторов времени
Мы использовали способ, разработанный Ворониной Галиной Анатольевной, кандидата педагогических наук, и апробированных нами в процессе педагогической работы. Нами были исследованы учащиеся 6 класса 2005–2006 учебного года, и этот же класс, но уже семиклассники 2006–2007 учебного года на фактор влиян ...

Домашние задания по работе с материалом учебника
Домашнее задание — одна из возможных форм обучения, вид самостоятельной работы, которая является элементом непрерывного учебного процесса. Осуществляя такую деятельность, ученик подчас сталкивается с недостатком времени, попадает в цейтнот. Однако находится быстрый выход из этого положения — дети н ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru