Роль научно-методической деятельности в повышении эффективности процесса подготовки спортсменов

Педагогика сегодня » Подготовка кадров в области физической культуры и спорта в Республике Беларусь » Роль научно-методической деятельности в повышении эффективности процесса подготовки спортсменов

В условиях острой конкуренции в сфере спорта высших достижений большое значение приобретают научные исследования по определению путей совершенствования системы подготовки спортсменов, охватывающей в единстве спорт высших достижений и спортивные резервы. Наука о спорте направлена на выработку новых знаний и выявление закономерностей, связанных с фактами, влияющими на повышение спортивных результатов. Важную роль в этом играет теория, логически обобщающая передовую практику в спорте и результаты научных исследований. Методическая служба призвана разрабатывать пути применения использования научно-теоретических изысканий в практике подготовки спортсменов на всех уровнях. Примером могут быть комплексные научные группы (КНГ), созданные в свое время при сборных олимпийских командах РБ и осуществляющие научную и методическую деятельность в области спорта и спортивной подготовки.

Научно-исследовательская деятельность в области физической культуры и спорта преимущественно развивалась именно в направлении теории и методики спорта и спортивной подготовки. Выявление наиболее значительных достижений способствовало оформлению теории спорта в качестве относительно самостоятельной отрасли научного знания. Вначале проблематика теории спорта рассматривалась в рамках теории и методики физического воспитания. С развитием спорта, с обострением конкуренции на международной арене все больше ощущалась потребность в специальной отрасли научного знания о спорте. Исследования замыкались на проблемах спортивной тренировки, затем на первый план выдвинулась проблематика интегративного подхода, включающего в орбиту исследований наряду с тренировкой и соревнованиями все факторы, влияющие на уровень подготовленности к демонстрации высоких спортивных результатов в крупнейших международных соревнованиях. По определению Л. П. Матвеева, теория спорта есть обобщающая отрасль научного знания, призванная отображать сущность спорта, общие закономерности его функционирования и дальнейшего развития в обществе. Необходимо отметить комплексный характер этой отрасли научного знания.

Теория спорта, содержащая богатейший материал научно-методического характера, обобщение опыта спортивной практики, открывает большие возможности для научной и методической деятельности студентов при изучении дисциплины ПФСС, так как эта дисциплина построена на "спортивной основе", а работа по этой дисциплине продолжается с I до V курса. Если же студент имеет специализацию "Спортивная подготовка", дающую право работать тренером по виду спорта, то он может освоить основные этапы научно-исследовательской и методической деятельности на различных уровнях (подготовка рефератов и докладов, выступления с докладом; проведение наблюдений за соревновательной деятельностью спортсменов, тренировочными занятиями с последующим анализом; проведение педагогического эксперимента; подготовка курсовой работы и выпускной квалификационной дипломной работы по спортивной тематике).

Навыки научно-методической деятельности, во-первых, позволяют педагогу по физической культуре разобраться в результатах исследований в области спорта и взять для себя то, что может повысить эффективность профессиональной деятельности; во-вторых, принять правильное решение в случае возникновения затруднений в процессе работы; в-третьих, провести собственное исследование, применив определенные методы исследования.

Большое значение имеет совместная деятельность тренера и ученых, как в области спорта, так и в области психологии, физиологии, спортивной медицины, биохимии, новых информационных технологий.


Новое в образовании:

Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствуют задания учителя на уроке, побуждающие дет ...

Место и роль выбранной темы в учебном плане подготовке специалистов
Образовательная программа, представляет собой нормативно - констатирующий документ, проектирующий содержание, ход и результаты образовательного процесса. Ответственность за качество реализации образовательной программы несет, прежде всего, сам педагог. Такую ответственность за качество решения пост ...

Формирующий эксперимент
В результате констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития орфографической зоркости у детей с дисграфией. Нами была разработана коррекционная программа по развитию орфографической зоркости детей с дисграфией с учетом индивидуальных особенностей детей, которая положена в основу формирующ ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru