Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида

Страница 3

Над составлением плана прочитанного работа начинается с третьего класса [9]. Она осуществляется коллективно, под руководством учителя. В младших классах используются картинный и словесный планы, к эффективности первого склоняются Л.А. Одинаева, В.-В. А. Озолайте. Образность этого вида плана соответствует возрастным возможностям умственно отсталых младших школьников усвоения учебного материала. Для озаглавливания частей произведения подбираются простые вопросительные и повествовательные конструкции.

В старших классах работа над планом ведется в двух направлениях: разделение текста на части в соответствии с готовым планом и самостоятельное составление плана произведения. Самостоятельность учеников в составлении плана повышается, в связи с этим деление текста на части осуществляется не только с помощью учителя, но и самостоятельно в зависимости от вида плана и используемых синтаксических конструкций. Пункты плана формулируются с помощью нераспространенных вопросительных, повествовательных, назывных предложений и строк из текста, содержащих основную мысль части (цитатный план). На уроках чтения в основном ведется работа по составлению простого плана в виде заголовков к каждой части прочитанного, реже (8-9 классы) - сложного, с детальным раскрытием каждой части в виде подзаголовков.

Работа над планом произведения подготавливает учеников к пересказу. Пересказ, по мнению М.Ф. Гнездилова, может осуществляться в разнообразных формах:

1.ответы на вопросы, когда учащиеся пересказывают соответствующие

отдельные фразы усвоенного текста;

2. пересказ той или иной части прочитанного или выслушанного, представляющей описание интересного законченного эпизода;

3. пересказ прочитанного материала в целом;

4. пересказ выборочно-конструктивного характера.

В программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида отражены виды пересказов, используемые на уроках чтения. В основном применяется сплошной и подробный пересказ, где ученики последовательно воспроизводят события прочитанного произведения, который может быть свободным или по плану. Обучение сжатому пересказу начинается с седьмого класса.

Сжатый пересказ предполагают сложную аналитико-синтетическую работу, состоящую в том, что ученики должны определить и выделить те части, в которых заключено идейное содержание произведения или уметь обозначить его идейный стержень и сократить текст до нужного объема, не изменив логики событий

Проанализировав исследования в области олигофренопедагогики хочется отметить, что проблема обучения пересказу нашла свое отражение в трудах А.К. Аксеновой, В.Я. Василевской, М.Ф. Гнездилова, Р.К. Луцкиной, Л.А. Одинаевой, В.-В. А. Озолайте, В.Г. Петровой и др., которые рассматривали его в единстве с развитием связной устной речи школьников с нарушением речи. Дефект интеллектуальной сферы приводит к своеобразию общего и речевого развития данной категории детей (бедность словарного запаса, особенности построения и употребления предложений разных синтаксических конструкций, нарушение логики построения связного высказывания и др.), что, в свою очередь, отражается на их пересказе, проявляющееся в аграмматичности, неполной передачи содержания произведения, несоблюдении последовательности и т.д.

С точки зрения методистов пересказ выступает показателем понимания и усвоения произведения, интеллектуальной переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, средство развития монологической речи. Процесс пересказа должна предварять сложная подготовительная работа, включающая анализ произведения и составление плана. Определяя основные виды пересказа для умственно отсталых учеников с нарушением речи и общие направления работы в методике русского языка в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида на современном этапе ее развития не выработано четкой методики работы по обучению умственно отсталых старшеклассников пересказу, не показана эффективность использования сжатого пересказа, не рассмотрены какими умениями должны овладеть ученики в его процессе.

Таким образом, на основании изученной общей специальной литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:

Проблеме сжатого пересказа посвящены исследования в области психологии и педагогики. С точки зрения психологического и методического подходов данный вид пересказа выступает средством развития мышления и связной устной речи учащихся.

Работа над сжатым пересказом на уроках чтения у детей, как с нормальным, так и нарушенным интеллектуальным развитием, включает подготовительную работу, направленную на целостное восприятие произведения, глубокое и всестороннее его понимание, осуществляемое в процессе анализа произведения, работу над составлением плана, в результате которой следует пересказ.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С п ...

Высшее образование
В средневековых христианских странах Европы, которые располагались на территории поздней Римской империи, высшее образование можно было получить только в школах при соборах и монастырях. В XII веке некоторые школы объединились в университеты, объединявшие преподавателей и студентов. В 1211 г. в Пар ...

Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития с ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru