Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида

Страница 2

Существенной чертой учащихся с нарушением речи является то, что у них за прочитанными словами не возникают совсем или возникают очень слабые конкретные представления. Это приводит к тому, что они механически запоминают текст, но не воссоздают в своем сознании его фактическую сторону.

Языковое оформление пересказов художественных произведений характеризуется качественным своеобразием. Пересказам текстов школьников с нарушением речи характерна аграмматичность, связанная со сниженным пониманием грамматических форм и категорий (Н.Коркунова, Н.В. Тарасенко), средств образной выразительности (С.Н. Комская, В.А. Лапшин), малый объем, использование простых предложений, искажение их структуры, неумение выразить отношения между отдельными предложениями с помощью союзов (В.Г. Петрова, А.Ф. Федченко, М.П. Феофанов). Все это приводит к тому, что в своей речи они используют одну и ту же группу слов и предложений, не умеют подчинить отбор языковых средств формулировке основной мысли произведения.

В практике работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида сложилась традиционная система работы над художественными произведениями в зависимости от их жанровых особенностей, которая включает в себя следующие этапы: подготовительную работу, чтение произведения учителем и учащимися, разбор содержания произведения, работу над планом, пересказ, заключительный этап.

Процесс работы над содержанием художественного произведения должен включать в себя три основных этапа: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. Анализ состоит из: раскрытия композиции произведения, установления причинно-следственных связей и отношений в развитии сюжета, выяснения мотивов действующих лиц и их основных черт характера, анализа изобразительных средств, в единстве раскрытия содержания произведения и оценки мотивов поведения действующих лиц.

Проводимый под руководством учителя анализ прочитанного произведения преследует цель усвоения сюжета произведения уяснения системы образов, основных черт характера действующих лиц и языковых средств.

М.Ф. Гнездилов видел цель работы над пониманием художественного текста не только в осмыслении его содержания, но и в осознании учениками с нарушением речи главной мысли.

Анализируя литературное произведение, важно раскрыть не только его фактическое содержание, но и идейную направленность, что важно для воспитания учащихся с нарушением речи.

Результативности воспроизведения текстов способствует сочетание различных приемов и методов. Одним из основных метёдов в работе с учащимися В.-В. А. Озолайте выдвигается использование вопросов, дифференцированно подобранных для каждой группы учеников. В качестве эффективных средств при обучении пересказу выступают: картинный план, элементы игры-драматизации, чтение отрывков из текста.

Успешность овладения пересказами во многом зависит от поставленных к тексту вопросов и от использования плана (Л.А. Одинаева). Рассматривая два варианта плана, картинный и словесный, она отдает предпочтение первому для учеников младших классов, как более результативному в целях обучения их пересказу.

Для усвоения системы образов произведения, мотивов их поступков, характеристик А.Ц. Цыбикова предлагает в работе над литературными персонажами художественных произведений использовать словесное рисование, чтение по ролям, инсценирование, т.е. приемы, направленные на развитие воссоздающего воображения.

Уяснение содержания произведения, по мнению Р.К. Луцкиной, должно проводиться в тесной связи с работой над языком текста. Последнее будет способствовать более глубокому пониманию содержания, а также развивать у детей стремление говорить образно, ярко, выразительно. Даже когда материал текста школьникам с нарушением речи понятен, целесообразный отбор информации, ее адекватная словесная передача представляет серьезную трудность. Словарная работа способствует раскрытию содержания произведения, пониманию прочитанного, точному и меткому описанию героев произведения, помогает овладеть новыми словами, уточнить определенные понятия, обогатить собственный словарь авторскими языковыми средствами.

Работая над литературным произведением, необходимо помочь учащимся осознать и четко представить его композиционное построение. Для этого нужно охватить произведение в целом, т.е. понять, в какой последовательности разворачивается сюжет и содержание отдельных частей текста. Важную роль при этом играет составление плана произведения. Он организует речевую деятельность школьников, способствует полному, логически последовательному изложению содержания.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Примерные театральные игры, используемые в работе с детьми раннего возраста
Этюд «Наши уточки с утра» (для театра картинок на фланелеграфе) Для проведения этого этюда потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка. Ведущий поочередно, в соответствии с текстом, выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных пт ...

Задачи на взвешивание и переливание
Данное занятие предлагается провести в виде "лабораторной" работы. Разбить класс на 2 группы. Каждой из групп предложить по задаче на взвешивание и переливание, после чего команда должна рассказать (показать) решение. Для следующих задач необходимо заранее подготовить сосуды емкостью 300м ...

Классификация межпредметных связей
Первая классификация межпредметных связей основывалась на временном критерии, предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные связи). Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по родственным предметам, вы ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru