Кроме традиционных занятий в формирующем эксперименте проводились упражнения, которые позволяли развивать умение владеть графическим материалом, развивали умения менять направления движения руки.
Упражнения № 1-3 «Извилистые дорожки».
Цель: развивать у детей навыки смены движения, умения рисовать волнистые и прямые линии; развивать координацию движения.
Провела со способными детьми комплекс упражнений.
Предложила по образцу дописать различные линии. Проследила за качеством выполнения задания, чтобы упражнения были выполнены качественно, аккуратно, правильно.
Упражнение № 4 «Монотипия».
Цель: развивать у детей навыки изменения движения в процессе рисования.
Это упражнение проходило в нетрадиционной технике «монотипии».
Предложила детям нанести на стекло гуашь и на пятно – кляксу положить сверху лист альбомной бумаги и убрать сразу.
Посмотреть, что получилось, на что похож рисунок? Карандашом или фломастером обвести контур рисунка, полученного в результате и дать название.
Побуждала детей находить сложную ассоциацию, добивалась обведения сложного контура (см. Приложение 2).
После формирующего эксперимента был проведен итоговый эксперимент со всеми детьми.
Итоговый эксперимент.
Цель: выявить уровень развития художественно-творческих способностей у детей старшей группы, в том числе умения рисовать, меняя движение руки на противоположное.
Итоговый эксперимент проводился в виде занятия по теме «Зоопарк».
Программное содержание:
1) Закрепить у детей знания о животных;
2) закрепить умения передавать их образ с помощью графических материалов и средств;
3) закреплять умение работать тушью, свободными движениями, быстро изменять направление движения;
4) воспитывать интерес к теме.
5) развивать умение владеть графическим материалом.
Оборудование:
Иллюстрации животных, обитающих в зоопарке;
Музыка П. Мориа « В мире животных»;
Материалы: бумага, тушь, перо.
Ход занятия.
Провела беседу о животных, находившихся в зоопарке.
Загадала загадки. Уточнила повадки животных и чем они питаются, внешний вид. Подвела детей к теме, сообщила, что у животных разные прически. Сообщила, что в зоопарк приехал парикмахер и подстриг всех животных налысо. Но приближается зима и животным холодно голым, предложила детям дорисовать шерсть, иголки и т.д.
Провела с детьми физминутку : имитация животных под музыку. Дети изображали разных животных, находившихся в зоопарке.
После чего детям было предложено послушать, кА правильно надо рисовать шерсть и иголки у животных.
Раздала альбомные листы, тушь и перо, предложила приступить к работе.
Подходила к детям индивидуально, напоминала и контролировала, работала над качеством выполнения и способностью быстро изменять направление движения на противоположное направление.
Добивалась от детей при рисовании легко изменяющегося движения руки и кисти.
В конце занятия подвела итог и провела выставку детских работ.
По результатам итогового эксперимента можно сделать вывод о том, что у тех детей, с которыми был проведен формирующий эксперимент, ярко выражены способности и задатки графического изображения, а те дети, с которыми проводились занятия формирующего эксперимента, не проявили никаких способностей в овладении графическими материалами.
У детей, прошедших формирующий эксперимент, проявляются способности на высоком уровне.
Часть детей проявили способности на среднем уровне и были дети с низкими показателями.
Новое в образовании:
Исследование проблемы памяти в психологии
По мнению И.М. Сеченова, именно память занимает главенствующее место в психической жизни. Сквозной характер мнемической функции, ее представленность на всех уровнях психофизиологической организации человека отмечают и современные исследователи. Пронизывая все уровни психического, память участвует в ...
Разновидности и характеристики диалогической
речи
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно ...
Концепция интегрированного обучения
Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощь ...