Классификация межпредметных связей

Страница 4

1. создание общей программы, определяющей основные направления в содержании, методах и формах учебной работы на уроках по предметам, между которыми устанавливаются связи;

2. конкретизация общей программы на отдельных уроках и темах смежных курсов, определение динамики межпредметных познавательных задач по этапам решения проблемы;

3. осуществление программы обучения, введения корректив на основе обратной связи путём взаимоконтроля учителей разных курсов.

Создание общей программы в свою очередь предполагает: 1) выбор учебной проблемы мировоззренческого характера; 2)определение системы межпредметных понятий, раскрывающих содержание проблемы, установление взаимосвязей межлу ними и последовательности введения в разных предметах; 3) выделение ступеней решения проблемы через более частые проблемные вопросы, развивающие определённые понятия на конкретном учебном материале разных курсов; 4) разработка основных этапов познавательной деятельности учащихся, формируемых межпредметных умений и общего направления методики обучения в работе учителей; 5) установление системы предметных уроков, связанных логикой решения межпредметной проблемы.

Установление межпредметных связей основывается и на психологических данных о системности работы мозга и психических функций.

«Что такое акт мышления?»- спрашивал И.М. Сеченов и отвечал: - «Это ряд связанных между собою представлений, понятий, существующий в данное время в сознании…» . Он считал, что восприятие внешнего мира направлено на выяснение связей и зависимостей между предметами, объективно существующих вне нас. Умственное развитие ребёнка являет собой беспрерывное углубление и расширение представлений и понятий, отражающих эти связи. Обогащение знаниями выдвигает на первый план задачу восполнения пробелов и приведения в систему понятий и представлений, группировку их на основе руководящих идей. Основой процесса обучения И.М.Сеченов считает накопление жизненного опыта, систематизацию знаний, умений и навыков, их подвижность. Постоянный процесс систематизации новых знаний сопутствует их дроблению и установлению связей между ними.

Открытые И.П.Павловым законы высшей нервной деятельности показывают условия образования и разрушения ассоциаций (временных связей). В основе деятельности мозга лежит не хаос случайных временных связей, а их система, которая определяет отношения человека к внешнему миру и его восприятие.

И.П.Павлов рассматривал аналитико-синтетическую деятельность мозга как подвижную систему, находящуюся в непрерывном развитии, изменении. Мозг воспринимает множество раздражений из внешнего мира. «Всё это встречается, сталкивается и должно складываться и систематизироваться. Перед нами, следовательно…грандиозная динамическая система»(18). В этих словах отразилось диалектическое понимание И.П.Павловым всеобщности связей и их единства с процессом движения.

В соответствии с физиологическим учением И.М.Сеченова и И.П.Павлова психология считает, что умственная деятельность формируется путём накопления в процессе индивидуального развития систем связей. Принципы системности в работе мозга является общим для физиологических и психических процессов. Системность и динамичность составляют центральную проблему в психологии ума. Все психические функции, от самых элементарных (ощущение) до высших(мышление), образуются по типу ассоциативных связей. Исходя из системности ассоциаций, психолог Б.Г.Ананьев раскрыл взаимодействие ощущений и показал их как сложную систему. Система ощущений в конечном итоге обеспечивает «целостность чувственного отражения человеком объективной действительности, единство материального мира».

Система знаний формируется на основе ассоциаций. Психолог Ю.А.Самарин показал, что началом всяких знаний являются локальные (элементарно-ограниченные) и частносистемные связи. Последние представляют первую ступень организованных знаний и являются собственно началом умственной деятельности.

На базе частносистемных связей формируется внутрисистемные или внутрипредметные ассоциации. Мыслительная деятельность на уровне внутрисистемных ассоциаций охватывает использование знаний по данному учебному предмету. Внутрисистемные связи объединяют содержание курса в систему.

Высшей ступенью ассоциации являются межсистемные (межпредметные) связи. Они включают разные системы знаний, умений и навыков по ряду смежных предметов. Межпредметные связи обеспечивают целостность умственной деятельности.

Систематизация новых элементов и их интегрирование является характерными особенностями умственной деятельности человека.

Системность и динамичность являются положительными качествами ума. Они тесно связаны с основными звеньями отражения объективной реальности: наблюдением, сохранением, переработкой, использованием и проверкой в действии.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Организация и проведение исследования
Достижение цели работы предполагает реализацию в экспериментальном исследовании двух групп задач: Первая группа задач связана с изучением познавательной сферы учащихся с нарушенным слухом младшего школьного возраста, включая подбор методик для изучения состояния познавательной сферы данной категори ...

Роль научно-методической деятельности в повышении эффективности процесса подготовки спортсменов
В условиях острой конкуренции в сфере спорта высших достижений большое значение приобретают научные исследования по определению путей совершенствования системы подготовки спортсменов, охватывающей в единстве спорт высших достижений и спортивные резервы. Наука о спорте направлена на выработку новых ...

Школа С. Френе
Создавая школу, сориентированную на ребенка, С. Френе вовсе не склонен считать, что взрослые во всем должны полагаться на сиюминутные желания детей. Первые же столкновения с реальной жизнью заставят воспитанников задуматься о необходимости подчиниться обстоятельствам, государственной власти или общ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru